Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Приведу пример урока в 7‑м классе, где дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения нового материала).

Класс делится на исследовательские группы специалистов. Картографы определяют географическое положение материка; геоморфологи исследуют рельеф; геологи объясняют строение земной коры; климатологи определяют климат; гидрологи проектируют картину внутренних вод.

Каждая группа готовит устный отчет о своей работе, оформляя контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Одна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.

В течение 3‑4 минут дети формулируют задачи, которые им предстоит решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные карты. В помощь детям предлагаются инструкции и дополнительная литература.

Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: «Чем отличается природа Австралии от других материков?» (малой площадью, удаленностью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т. д.).

Такая работа дает важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Все это, безусловно, повышает познавательную активность школьников.

В 6‑м классе на уроках-практикумах ребята обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а затем применяют полученные навыки при изучении климата своей местности. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей гипотезы и т. д.; способствует развитию коммуникативной, поведенческой культуры, навыков контроля и самоконтроля, аналитического и критического мышления.

Таким образом, исследовательская деятельность - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого формируются аналитические способности, готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать различные способы деятельности в любой сфере науки и культуры.

Надежда ПОПОВА, участник конкурса «Научный катализатор», организованного Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего», учитель географии Песковатской школы, Бобров, Воронежская область