Мы уже говорили о том, что нельзя возлагать ответственность за развитие речи, коммуникации только на школу, поскольку первые и самые важные шаги в освоении языка ребенок делает в семье, овладевает речью по подражанию, копируя речь мамы и папы, бабушек и дедушек и даже мультипликационных героев... Поэтому в руки педагогов, филологов попадает уже вполне сформировавшаяся языковая личность.

По мнению величайшего советского психофизиолога, нейропсихолога А.Р. Лурии, к этому возрасту ребенок в практическом плане уже овладевает почти всеми структурными элементами речи... Именно поэтому мы не перестаем говорить о роли и ответственности семьи за формирование речи дошкольника. С развитием виртуальных миров и цифровых коммуникаций особое звучание получает вопрос формирования языковой личности. Активное развитие массмедиа, цифровых коммуникаций и цифровизации жизни позволяет говорить о том, что уже в период дошкольного детства появился еще один агент влияния на языковое развитие. Социальные сети и мессенджеры, интернет-коммуникация сегодня активно трансформируют (а в случае детского возраста формируют) наши коммуникативные предпочтения. А подчас мы и сами осознанно начинаем выстраивать свою особую «виртуальную» личность, основными чертами которой становятся наши посты и комментарии в соцсетях... Сформировалось даже особое направление - построение личного бренда для продвижения на рынке труда и социальной коммуникации. Если упрощенно, то наш аккаунт в соцсетях становится брендом каждого, визитной карточкой, способной перевернуть или изменить нашу жизнь. Но что самое главное - порой и заменить реальную жизнь! Уже сейчас большинство взаимодействующих людей никогда не видели друг друга в жизни, не имели личных контактов. Продавцы интернет-магазинов и их покупатели, операторы информационных сервисов и пользователи и даже тьюторы электронного обучения и ученики.

Закономерно возникает вопрос: как же школа, задачей которой также являются подготовка ребенка к жизни в обществе и профориентация, должна учитывать новые реалии? Кто, на каком уроке и по какому стандарту должен научить ребенка правилам цифровой коммуникации, сформировать и эту необходимую сегодня сторону языковой личности? Вопросы без ответа, а мы пока решаем их в наших диалогах о современной коммуникации. Очень скоро они будут доступны на канале Института Пушкина в Ютьюбе и для подписчиков «Учительской газеты».

А пока несколько простых, но очень актуальных советов. Если вы не хотите разочаровать вашего виртуального друга при личной встрече, старайтесь, чтобы ваши посты были максимально аутентичными, искренними и нешаблонными. Пишите о том, что вас действительно волнует и интересует. Относитесь к страничке в соцсетях как к электронному дневнику - не школьному, а дневнику воспоминаний. Фиксируйте самые яркие события своей жизни, старайтесь писать о них увлекательно, красиво. И тогда время, проведенное в соцсетях, принесет пользу для развития и языковых способностей, и образного мышления, а когда-нибудь, возможно, этот творческий багаж пригодится для написания мемуаров. Начните с летних воспоминаний, запишите их вместе с детьми, чтобы запечатлеть это ускользающее время в вашей семейной летописи.

Маргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина