На родине Менделеева
В Тобольске, который считается первой столицей Сибири, мы стали свидетелями и участниками зарождения новой благородной традиции. По случаю завершения школьной поры лучшие выпускники посадили 16 рябин (по числу средних учебных заведений в городе), оставив после себя зеленый и, пожалуй, красный след. Помните цветаевское стихотворение, написанное в молодые годы: «Красною кистью // Рябина зажглась. // Падали листья. // Я родилась»? Полное бесконечным постижением тайников собственной души, поиском знаков и примет, оно по настроению и смыслам гармонизировало с происходящим на наших глазах действием. «Я родилась». Вневременное описание, рождение человека - личности… Вчерашние школьники, сегодня уже самостоятельные люди, отправляются в новую и большую жизнь.

«Когда сажаешь дерево, это символизирует начало нового. Вот и у вас сейчас тоже начинается совершенно новая жизнь, - обратился к молодым людям глава города Максим Афанасьев, автор идеи аллеи выпускников. - Помните, что в Тобольске есть дерево, за которое и вы в ответе. Большая ценность - сохранить его на долгие годы».

В этом городе встреча с учителями проходила в одном из лучших образовательных заведений, которое сегодня особенно выделяется среди других своими новаторскими технологиями в организации учебного процесса в корпоративных СИБУР-классах. Второй год школа №9 реализует новую модель - первую ступень в системе непрерывного образования «школа - вуз - предприятие». Все это напрямую связано с крупнейшей в России нефтехимической компанией «СИБУР», с которой она активно сотрудничает с момента ее появления на окраинах города Тобольска. Теперь в школе появились брендовые зоны - это кабинеты физики, химии и математики, особая лаборатория «Науколаб» - междисциплинарная площадка по изучению естественных и точных наук, а также своя химическая лаборатория на 24 рабочих места. Разрабатывается платформа «Информационная площадка для классов СИБУР», позволяющая осуществлять не только учебно-предметную деятельность, но и работу по созданию ученических портфолио. Здесь много новшеств. Например, урок на производстве - эффективный инструмент педагогической практики, который представляет собой симбиоз двух предметов - физики и химии. Школьники, приезжая на предприятие, подробно изучают протекающие нефтехимические процессы, от сотрудников компании узнают об особенностях работы промышленного оборудования. Таким образом, организовано углубленное изучение выбранной темы и одновременно - профориентация учащихся. Есть ощутимые результаты - 25 выпускников СИБУР-класса имеют качество обучения 96%: 8 медалистов, 2 стобалльника - по химии и физике.

На педагогические марафоны, напомню, приезжают учителя разных предметов, и публика в зале, как правило, неоднородная по составу. Здесь физики и лирики, педагоги и управленцы, работники детских дошкольных учреждений, психологи. В том и ценность, что на примере разных школьных дисциплин можно увидеть новые подходы, технологии, приемы работы, которые вызывают у детей интерес к процессу обучения независимо от того, кто перед вами - литератор или биолог, музыкант или математик.

Творческие встречи с абсолютными победителями и членами жюри конкурса «Учитель года России» Олегом Парамоновым, поэтическим голосом конкурса, и Артуром Зарубой, композитором, автором легендарного «Учительского вальса», также сложившаяся традиция. Как всегда, они удивляли и завораживали зрителей своим особым мастерством, творческими открытиями, полетом фантазии и глубиной размышлений о Пушкине и Рахманинове, Чайковском и Пастернаке, о непостижимых тайнах «Маленьких трагедий», «19октября» и «Вокализа».

Кстати, о синтезе музыки и слова размышляла на cвоем мастер-классе Полина Владиславовна Глазунова, учитель русского языка и литературы школы №48города Тюмени, которая в этом году победила на конкурсе «Учитель года Тюменской области» в номинации «Педагогический дебют».

Как научить человека мыслить, говорить? Педагог убеждена: слово должно идти от сердца, быть прочувствованным, тогда оно звучит наполненно и имеет вес. Поэтому в основе ее педагогической деятельности лежит прием визуально-эмоционального мотивирования речевой активности. Во-первых, это музыка, которая дополняет прочитанное слово, раскрывает созданные поэтом/писателем образы: треск костра, шум ветра, пение соловья, а порой это не звук, а… его отсутствие. Участники мастер-класса увидели, как в «Соловушке» П.И.Чайковского музыка движется словом, как слово образует темп, определяет паузы и громкость. Когда дети понимают, что огромные паузы (обычно несколько раздражающие) возникают как следствие подражания соловьиным трелям и призваны создать образ покидающего родную сторонку соловья, который все же обещает вернуться (эффект эха), сюжет для них становится практически осязаемым. Во-вторых, это изобразительное искусство, не просто иллюстрация, а произведение, через которое художник выражает свое видение творчества, биографии писателя (например, циклы картин Игоря Шаймарданова, посвященные А.С.Пушкину). А иногда это просто вопрос, касающийся проблемы, с которой сталкивался каждый. Все это позволяет оказаться в ситуации, когда ученику самому хочется размышлять и как итог высказаться.

На профессиональных конкурсах нередки случаи рождения новых семейных пар. Есть и другое любопытное явление - часто участие одного из супругов становится мотивом для другого пройти этот нелегкий путь к новым вершинам в профессии. Так случилось и с семейной парой Саранчиных.
Вначале Евгений Павлович, учитель биологии Тюменского президентского кадетского училища, одержал в 2016году победу на конкурсе «Учитель года Тюменской области». А через три года его жена Наталья Валерьевна, учитель химии из этого же образовательного учреждения, стала призером II степени на конкурсе-2019.

На марафоне Евгений Павлович представил мастер-класс, посвященный большому терминологическому словарю курса биологии в школе. По его данным, для успешного окончания и сдачи ЕГЭ по этому предмету ученик должен знать около 700 терминов. На примере одной из сложнейших тем восьмого класса «Обмен веществ и превращение энергии» педагог показал, как можно, используя элементы технологии УДЕ (укрупнения дидактических единиц), а именно составление блок-схемы, создать из 15 терминов дидактическую единицу. В ней удачно сочетаются логические связи, взаимодействие и последовательность событий в процессах обмена веществ и энергии. А на мастер-классе Натальи Валерьевны Саранчиной речь шла о реализации метапредметного подхода на уроках химии. Для того чтобы передать универсальный способ работы с понятием, необходимо, считает педагог, выйти за рамки своего учебного предмета в другие области знания. На примере формирования понятия «период» она показала, как можно из предметного материала совершить прорыв в метапредметность.

С этим понятием учащиеся встречаются на самых разных уроках: истории (исторический период), биологии (период развития), химии (периодическая таблица), русского языка (период как языковая единица), физики (период колебания математического маятника). Но что делает во всех случаях период периодом? Участники мастер-класса пришли к выводу, что это не просто отрезок времени, или кусок текста, или ряд в таблице Менделеева, любой период имеет инвариантные свойства: нарастание каких-то признаков от начала к концу, а затем скачкообразное качественное их изменение. Так, изу­чая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.

Мастер-класс о современных образовательных цифровых ресурсах, платформах провел победитель нынешнего конкурса в области Виталий Викторович Ерохин, учитель физики школы №88г. Тюмени. В интерактивном режиме за 20 минут он научил пользоваться всех присутствовавших двумя цифровыми платформами: «ЯКласс» - дистанционный тренинг для школьников, полезный для самопроверки и подготовки детей к контрольным работам и экзаменам, и Kahoot - сервис для создания и проведения учебных тестов, викторин и опросов. Педагог сам разрабатывает предметное содержание, вариативное и дифференцированное, и процесс обучения, контроля и оценки знаний становится занимательным и интересным для детей.

С образовательным туризмом и региональными социокультурными ресурсами - одним из трендов Тюменской области - ознакомила на своем мастер-классе Марина Алексеевна Тимофеева, учитель физической культуры школы села Борки Тюменского района. Лауреат конкурса «Учитель года России»-2017 вместе с участниками мастер-класса прокладывала физкультурно-образовательный маршрут страны Тюмении. Путешествуя по местам, где начиналась страна Тюмения, двигаясь тропами легендарного Ермака по направлению к городу Тобольску, педагоги знакомились с историко-культурными достопримечательностями многонационального региона и изучали этноигры («Кучтем-куч», игра в камешки, «Талтыюх»), научились создавать паспорт физкультурно-образовательного маршрута и убедились в правоте их великого земляка Д.И.Менделеева, уроженца Тобольска, который пророчески предсказал: «В Сибири широко расцветут промышленность и культура. В крае и Тобольске будет лучше. Он должен сыграть большую роль в освоении Севера».

«Человековедческие инструменты»
Атлант согласно древнегреческой мифологии - это могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Истории об этом персонаже в произведениях античной литературы противоречивы и содержат взаимоисключающие утверждения. И хотя официальная наука не признает существования в прошлом этой загадочной, может быть, действительно только мифической цивилизации, которая, по легенде, ушла под воду, это не помешало академику РАН, доктору наук, ученому-геофизику, а также известному поэту, барду Александру Городницкому написать песню, которая стала гимном Санкт-Петербурга: «Когда на сердце тяжесть // И холодно в груди, // К ступенькам Эрмитажа // Ты в сумерках приди, // Где без питья и хлеба, // Забытые в веках, // Атланты держат небо // На каменных руках». В Тюмени, где продолжился наш педмарафон, об этом гимне вспомнил академик Александр Асмолов и предложил сделать его вторым символом профессионального состязания педагогов после главного конкурсного «Учительского вальса». Он сравнил учителей, прошедших через конкурс, с атлантами, заметив, что иногда лучше понимаешь, кто такие учителя года, когда слышишь песню Александра Городницкого. «В России есть атланты, - сказал академик. - Учителя года - это атланты России!» Зал поддержал его и спел эту песню под аккомпанемент талантливого педагога, музыканта, виртуозного пианиста, автора «Учительского вальса», учителя музыки из Москвы Артура Зарубы.

Академик Асмолов хорошо известен не только как ученый в области психологии, но и как мастер метафор, ассоциаций, аналогий, необычных, но часто очень точных, емких и метких формулировок и определений, которые отражают суть происходящих в мире образования процессов. Еще в 1992 году, будучи заместителем министра образования России, он увидел глубинный смысл «Учителя года» в «преодолении той колоссальной драмы невнимания к учителю, которое существует в нашей культуре». Ведь грустно, когда люди, творящие и созидающие этот мир, остаются незамеченными. Это то, о чем в произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» говорит Воланд: «Будьте к ним невнимательны, и все они вымрут сами», имея в виду мастеров, одаренных людей. Тогда же Александр Григорьевич дал такое определение конкурсу - «праздник культуры, образования, человеческого достоинства» и выразил надежду, что он будет жить («УГ» №18 от 26 мая 1992 года). Сказано в 1992 году, в другом веке. Предсказания сбылись! Конкурс живет! В окружении его победителей - атлантов, в среде присутствующего в зале педагогического сообщества, Александр Асмолов называет конкурс гимном человеческо-учительского достоинства. Здесь и сейчас. В 2019 году, в Тюмени! «Это такое… придумать!» - с вдохновением продолжает говорить о конкурсе Александр Григорьевич и поздравляет наше издание с предстоящим 95‑летием, с особым его успешным проектом - конкурсом, придуманным «Учительской газетой» 30 лет назад. По его мнению, в мире изменчивости есть константы - ценностные, непреходящие, в числе которых «юная такая газета!» и профессиональный учительский конкурс заняли свое особое место. В российском образовании они стали, как образно выразился академик Асмолов, «человековедческими инструментами настройки на души, талант, любовь».

На этом этапе к педагогическому марафону также присоединился заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн. Виктор Александрович - человек творческий и весьма одаренный во многих сферах. Ведь не случайно в молодые годы он был ударником всех студенческих отрядов, выпускал в институте газету, выступал в студенческом театре миниатюр, активно занимался спортом, сочинял стихи и песни, писал сценарии. Талантливому человеку с различными способностями и дарованиями близки по духу талантливые учителя - атланты, которые держат на своих плечах школу, образование, культуру. Давно заметила, что все происходящее во время марафонов имеет для этого депутата особый смысл и значение. Статусным приветствием, ритуальным и важным для депутатской деятельности, не заканчивается его участие в марафоне, он остается в зале и после своей речи, чтобы посмотреть мастер-классы лучших педагогов, услышать и увидеть других, сделать свои выводы и умозаключения. И просто испытать радость общения с яркими представителями педагогического сообщества.

Среди участников педагогического марафона были и те педагоги, которые обучаются сегодня в Тюменской области по двум федеральным грантам, реализуемым на базе ТОГИРРО в рамках национального проекта «Образование». На дискуссионных площадках активно обсуждались стратегия модернизации содержания образования, технологии формирования предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся, актуальные вопросы изучения русского языка.

В Тюменском Дворце культуры и искусства лучшие педагоги Тюменской области, победители и лауреаты областных и всероссийских конкурсов разных лет снова, как и в Тобольске, делились со зрителями своими идеями, опытом, подходами. И здесь поведали, уже перед другой аудиторией, о поэтических мыслеформулах и тайне бессмертия Пушкина-языкотворца, рассказали о хаосе и порядке в биологии, об образовательном туризме и региональных социокультурных ресурсах, об игровых технологиях в обучении биологии, о человеке и тексте, о современных образовательных цифровых платформах, об истоках химической гармонии, о танцевальной культуре народов и стран при изучении географии, о синтезе музыки и слова, о том, как смастерить машину Голдберга...

Пушкин - наше все!
В старинном сибирском городе Ишиме, на родине Петра Павловича Ершова, поэта, прозаика, автора литературной сказки «Конек-Горбунок», где завершался нынешний педмарафон, не хватило времени пройтись, как в прошлый сюда приезд, по знаковым местам, связанным с этой удивительной личностью. Но вспомнила, когда смотрела и слушала выступления двух блистательных филологов - Олега Парамонова из Брянска и Елены Володиной из Тюмени - о том, что после появления на свет «Конька-Горбунка» Александр Сергеевич Пушкин произнес: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Обладатели главного приза конкурса - Хрустального пеликана (Большого и Малого), - учителя русской словесности, не могли обойти стороной особую для всех нас дату - 220‑летие великого поэта, отмеченную в стране, прямо скажем, скромно и тихо. Настоящие педагоги, хранители языка, понимающие значение и ценность художественного пушкинского слова, присоединившись к мнению Александра Трифоновича Твардовского, когда-то метко сказавшего: «Справляется ли дата рождения или смерти - это повод для новой встречи с его поэзией, с ним самим во всем обаянии и блеске его ума и характера, его личности», одухотворенно и суперпрофессионально рассказали нам о том, как сегодня они читают и воспринимают, чувствуют, понимают Александра Сергеевича Пушкина, как помогают ученикам открывать для себя его творчество. Посвятив мастер-класс трагическим событиям в жизни Пушкина, Олег Парамонов оттолкнулся от поэтических строк Булата Окуджавы: «Совесть, благородство и достоинство». Начал с того, что год 1825‑й стал переломным как в судьбе страны, так и в судьбе великого поэта. Вернувшись в столицу после событий 14 декабря, Пушкин столкнулся с новой моралью, где: «Все мое», - сказало злато; // «Все мое», - сказал булат. // «Все куплю», - сказало злато, // «Все возьму», - сказал булат». Все продается и все покупается в этом мире, где «где камни ходят в гости», где «пируют во время чумы», где «гений и злодейство оказываются вещами совместимыми», а рыцарство стало скупым. Словом, «Бесконечны, безобразны, // В мутной месяца игре // Закружились бесы разны, // Будто листья в ноябре…» Поэт задыхается, продолжает Олег Геннадьевич и, соглашаясь с Александром Блоком, делает заключение о том, что не пуля Дантеса, а отнятая «тайная свобода», нехватка воздуха убили 37‑летнего гения.

О живом Пушкине, о жизни после его смерти говорила на своем мастер-классе Елена Володина, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, победитель конкурса «Учитель года России»-2008, тонко и проникновенно напоминая нам: поэт не нуждается в почестях и славословии, мы в нем нуждаемся больше - в его жизнелюбии, прозрениях и мудрости. Пушкин и без того уже прожил по меньшей мере три человеческие жизни. Пережил времена, когда его ниспровергали и сбрасывали с парохода современности, поднимали на щит и причисляли к лику «несвятых святых», убили - второй раз! - в школе хрестоматийно-бездушным, формальным «прохождением» по школьной программе.

Что для каждого из нас Пушкин? Вступая в беседу, педагог поддерживает высказанное кем-то из зала: «Пушкин - наше все». И продолжила размышлять о том, что эта громкая и живучая формула Аполлона Григорьева трансформировалась сегодня в «Пушкин - наше. Все». И ничего одновременно… Почитаем, но не читаем. Мастер-класс Елены Володиной побуждает задуматься: мой Пушкин - кто он? Это попытка прикоснуться к тайне тайн, над которой размышляли Маяковский, Есенин, Ахматова, Блок, Евтушенко. Это возможность удивиться божественно прекрасному и непостижимому, вечному. И вечно живому... Тайна Пушкина - это… Елена Николаевна продолжила: «Для кого-то это тайна жизни, образа мысли, для других - тайна смерти и бессмертия, для третьих - тайна чарующей музыки пушкинского стиха, исторической прозорливости, Божьего дара. Для автора мастер-класса это прежде всего тайна Пушкина-языкотворца. Он, виртуоз языка, его творец и властелин, как фокусник, жонглирует самыми неожиданными сочетаниями и смыслами».

Действительно, «каждый пишет, как он дышит»! Пушкинская свобода языкового мышления безгранична, пушкинские поэтические мыслеформулы лаконичны, ювелирно отточены и искрятся смыслами («О, сколько нам открытий чудных // Готовят просвещенья дух, // И опыт, сын ошибок трудных, // И гений, парадоксов друг…», «Любовь к родному пепелищу, // Любовь к оте­ческим гробам», «Дела давно минувших дней, // Преданья старины глубокой», «На свете счастья нет, но есть покой и воля», «гений и злодейство - две вещи несовместные» и др.). Участникам мастер-класса было предложено поразмышлять над педагогическими ценностями и смыслами некоторых поэтических мыслеформул («Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь», «Не пропадет ваш скорбный труд // И дум высокое стремленье», «Глаголом жги сердца людей»). А еще подумать над гоголевским предсказанием: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Прошло 220лет. Явился ли? Ответы были самые разные. И, пожалуй, самый парадоксальный и убедительный: если и явился, то языком своим, смыслами и прозрениями-истинами, увековеченными в слове! И чтобы воспитать языковой вкус, чувство слова у наших детей, детей цифрового поколения, которые часто говорят на «птичьем» языке, юзают, хайпят и спамят, надо, быть может, просто читать Пушкина... Читать много, читать разного Пушкина, читать вслух, осмысленно и сердцем… И тогда он явится нам. Чтобы задумались мы над вопросами, на которые ответить не может разум.

Послесловие
Три счастливых дня... Они были таковыми в самом деле, но пролетели быстро и искрометно! Снова и снова убедили нас в том, что живая педагогика, инновационная и развивающая лучшие традиции, творческая и окрыляющая, объединила и в этом году всех участников педагогического марафона - явления, ставшего заметным и плодотворным последствием конкурса «Учитель года». Педагоги искренне радовались тому, что праздник педагогического вдохновения, творчества, науки и искусства, музыки и поэзии состоялся, благодарили друг друга за особые часы и минуты общения - профессионального и человеческого. А значит, педагогическому марафону в Тюменской области быть, быть новым открытиям и встречам. И обязательно с атлантами педагогики, без них никак нельзя!

Ирина ДИМОВА, Тюменская область