Моя героиня училась в свое время в нескольких школах, но ни одна из них не стала родной и любимой. Дочь офицера Советской армии, Татьяна Алексеевна родилась в Казахстане. В Семипалатинской области прошло ее раннее детство. Потом был город Виттенберг-Лютерштадт в Германии, белорусские города Брест и Гродно, город Папа в Венгрии. Путешествовать в школьные годы довелось много, не всем детям так везет. Однако был в этом везении большой минус - приходилось часто менять школы. Каждая новая школа была для Тани испытанием: нужно было привыкать к новым одноклассникам, учителям, даже новым предметам. Уезжая из очередного города, она теряла друзей, понимая, что больше никогда с ними не увидится. С сожалением признается моя героиня, что не помнит своей первой учительницы...

Несмотря на то что особо теплых отношений со школой у Татьяны Алексеевны не сложилось, любимый предмет был - биология. Дочь офицера мечтала стать врачом, конечно же, ветеринарным, хотела помогать животным. Однажды ее спросили, почему она не хочет стать доктором для людей. Таня ответила, что животным помощь нужнее, они более беззащитные.

Но у судьбы в отношении Соколовой, видимо, были другие планы, врачом она не стала.
После окончания школы поступила в педагогическое училище города Шарьи, готовившее учителей начальных классов. В те годы там были серьезный конкурс и очень сильный педагогический коллектив.

- Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что осмысление профессии педагога произошло именно там, - говорит Татьяна Соколова. - Я очень благодарна замечательному преподавателю педагогики Вере Николаевне Кудряшовой. Благодаря ей я поняла, насколько важна роль личности учителя: он может быть разрушителем детских надежд, доверия, любви к предмету, а может быть созидателем новых знаний, веры в себя. И тогда я решила, что раз уж мне не суждено стать ветврачом, я обязательно стану учителем, который будет созидать.

Помимо основной специальности - учителя начальных классов - в Шарьинском педагогическом училище давали специальность учителя русского языка и литературы с правом преподавания в основной школе. Будучи студенткой, Татьяна Алексеевна начала преподавать русский язык и литературу в Ильинской средней школе Кологривского района. С особой теплотой вспоминает она Кологрив и его окрестности - удивительное место, где словно остановилось время. Улицы, переулки, здания - все напоминает здесь о размеренной купеческой жизни. Именно в Ильинской средней школе состоялся первый выпуск Татьяны Алексеевны.

- Сейчас это уже взрослые, серьезные люди: кто-то стал учителем, кто-то - военным, кто-то - врачом. Но до сих пор мы переписываемся, интересуемся делами друг друга, - рассказывает Татьяна Алексеевна.

Преподавая русский язык и литературу, Татьяна Алексеевна поступила в Костромской педагогический университет имени Некрасова, на исторический факультет. Для кого-то выбор специальности показался неожиданным. Для самой Татьяны Алексеевны - закономерным и логичным.

- Моя жизненная позиция, мировоззрение складывались под влиянием отца, - говорит Татьяна Соколова. - Он привил мне любовь к книгам, к истории. В отрочестве мне посчастливилось многое увидеть, узнать историю городов, стран, получить первое представление о непростых взаимоотношениях между государствами. История мне всегда была интересна, а еще повезло с учителем. Екатерина Владимировна Коновалова была одним из любимых педагогов-созидателей.

Вот уже более 12лет Соколова преподает историю, увлекает ею своих учеников.

- Это очень захватывающе и сложно одновременно. История - это сама жизнь, наше прошлое, настоящее и будущее. За историей страны и мира стоят люди, именно они и являются ее творцами. На примере судеб этих людей мы учимся любить Родину, видим значение героизма, понимаем причины трусости и осознаем последствия человеческого эгоизма. Поэтому история не только учит, она еще и воспитывает. Разобраться в огромном информационном поле трудно даже взрослым. Чуть ли не ежедневно мы сталкиваемся с искажением исторических фактов, неверной их трактовкой. По силам ли детям понять, где правда, а где миф? В этом и заключается сложность преподавания истории. Для меня важно научить детей доверять лишь достоверным источникам, оперировать историческими фактами, а не легендами, критически оценивать информацию и иметь свою точку зрения. Известно, что человека, который знает историю, сложно ввести в заблуждение. Человеком думающим, критически мыслящим невозможно манипулировать, - говорит Татьяна Алексеевна. - Это прекрасно звучит в теории. Но как реализовать на практике? Как вырастить сомневающегося человека, мыслящую личность? На уроках я чаще всего использую технологию критического мышления. Она позволяет повысить уровень объективного восприятия, понимания информации.

Столь же эффективна технология проблемного обучения, она способствует повышению познавательной активности. Еще одним, не менее результативным инструментом является внеурочная деятельность. В нашей школе реализуется масштабная программа «Центр исторического образования и гражданско-патриотического воспитания «Территория памяти». Работа ведется по нескольким направлениям. В рамках поисково-исследовательского направления ребята постигают азы серьезной научно-исследовательской деятельности: учатся ставить цели, задачи, выявлять проблему, формулировать гипотезу, искать информацию. Вот, например, старшеклассниками проведено исследование «Частная, церковная и общественная благотворительная деятельность в Кологривском уезде Костромской губернии (60‑е гг. XIXв. - 1914год)». Такую работу невозможно написать без опоры на документы. Пришлось внимательно изучить подшивки «Епархиальных ведомостей» и периодической печати конца XIX - начала XX в. В результате сами школьники сделали вывод: до революции благотворительность не была уделом только богатых, она пронизывала все слои русского общества. Милостыня, милосердие были одной из основ жизни. Работая над проектом «Роль земства в развитии образования в Ветлужском уезде в 1866‑1914годы», юным историкам пришлось обратиться к отчетам уездной земской управы Ветлужского уезда Костромской губернии за 1866‑1914годы. Изучение документов позволило проследить динамику развития просвещения в Ветлужском уезде после Земской реформы Александра II. Сведения, добытые своим трудом, не забудутся, не выветрятся из головы.

От Татьяны Алексеевны я узнала, что в рамках проектно-творческого направления ребята работают над социально ориентированными проектами. Восьмиклассники, к примеру, своими руками создали макет крестьянской избы. Процесс предваряли поиск информации, изучение технологии. И сам сруб «в чашу», и внутреннее убранство избы - все выполнено детьми. Сейчас макет используется как наглядное пособие на уроках окружающего мира в 4‑м классе и на уроках истории, посвященных изучению крестьянского быта.

А еще ученики шарьинской школы №4 ведут музейную работу, подбирают и готовят экспонаты к тематическим выставкам и стендам, проводят экскурсии в школьном музее. Татьяна Алексеевна со своими помощниками регулярно организует мероприятия, на которые приглашаются учащиеся других школ города. К масштабным городским мероприятиям можно отнести диспут «Правила, по которым живет моя совесть», ретроспективный диспут, посвященный столетию Февральской буржуазной революции, литературно-исторический вечер в арт-кафе «Бродячая собака», посвященный 100‑летию Октябрьской революции, презентацию военного альбома «Ты в памяти моей, Афганистан…», посвященного 30‑летию вывода войск из Афганистана. По мнению Соколовой, регулярная системная работа воспитывает школьников, формирует потребность знать и понимать, иметь свою точку зрения и аргументированно ее доказывать, учит работать с информацией.

С этим трудно не согласиться, ведь именно эти умения и навыки нужны на ЕГЭ по истории и обществознанию. Показательно, что в школе №4 довольно высокие средние баллы ЕГЭ. Если говорить о высших достижениях выпускников, то это 89 и 93 балла на ЕГЭ по истории. Следует подчеркнуть, что свои высокие баллы выпускники получили не благодаря занятиям с репетиторами. Все выбравшие предмет посещают дополнительные занятия в рамках спецкурсов, которые ведут предметники шарьинской школы, в том числе Татьяна Алексеевна.

За результаты благодарят от всего сердца и дети, и родители, но для учителя важно, что выпускники ценят не только баллы. Личный пример для них не менее важен. Приведу лишь один отзыв. На мой взгляд, он о многом говорит: «Ценно, что Татьяна Алексеевна с энтузиазмом берется за все новое, необычное, сложное. С моим классом ей иногда приходилось трудно, ибо большинство из моих одноклассников были скептически настроены на все, что говорилось. В 11‑м классе она провела урок-«суд», где дала нам возможность выплеснуть свою энергию и закрепить изученную тему. Я уверена, сейчас мои одноклассники благодарны нашему учителю истории за то, что она научила нас мыслить критически и доказывать свою позицию грамотно».

Конечно, были в профессиональной жизни моей героини и трудности, и кризисы, какие случаются у каждого неравнодушного учителя. Однажды ей даже ненадолго пришлось уйти из профессии. Но именно тогда она поняла, что быть учителем - ее призвание.

- Я поняла, что не могу без школы. Мне не хватало любознательных детских глаз, живого, непосредственного общения с детьми. И тогда я вернулась, - вспоминает учитель.
Именно тогда, 10лет назад, Соколова пришла в школу №4. Желания сменить профессию с тех пор не возникало. Наоборот, с каждым годом хотелось все больше расти и совершенствоваться. Закономерными этапами на этом пути стали участие и победа в региональном конкурсе «Учитель года». К своему успеху Татьяна Соколова относится сдержанно.

- Мне кажется, что конкурсы - это в какой-то степени лотерея. Кому-то повезло больше, кому-то - меньше, - говорит Татьяна Алексеевна. - Конечно, важны самообладание, стрессоустойчивость и вера в себя. Мы не все о себе знаем, повседневность не дает полного представления о наших возможностях. Лишь за время подготовки к конкурсу я поняла, что обладаю скрытыми резервами, которые появляются в критический момент. А еще в очередной раз убедилась, что коллектив моей школы - команда единомышленников. Если говорить о самом ярком впечатлении от финала, то это мои коллеги-конкурсанты. Конечно, нас было много, а времени мало, познакомиться близко со всеми не было возможности. Но теперь у каждого региона есть свое лицо: Приморье - это искренняя и добрая Татьяна Мызник, Ярославль - это серьезная и ответственная Екатерина Любимова, Удмуртская Республика - большой любитель живописи, особенно Куинджи, Ренат Камалов. С уверенностью могу сказать, что наш коллектив участников конкурса «Учитель года России»-2018 запомнится организаторам как дружный и добрый.

Прощаясь, я спросила Татьяну Алексеевну, не хочется ли ей изменить траекторию профессиональной стези. На что она ответила:

- Хочу жить простой учительской жизнью, преподавать, помогать школьникам искать истину, ведь она всегда где-то рядом.

Вера КОСТРОВА, Костромская область