- Возвращаясь в свою юность, вспоминаю, что уже тогда мне была заметна нехватка практической деятельности в школьном образовании, - говорит Чингис Сангаджиев, учитель истории и обществознания средней школы №10города Элисты. - Это были смутные 90‑е годы, когда после распада СССР распалась и советская система практико-ориентированного образования: постепенно исчезли школьные научные лаборатории, технические кружки и секции для подростков, а на уроках не ставились опыты и эксперименты из-за банальной нехватки оборудования. Помню, как нам было скучно на таких уроках, где все обучение сводилось к зубрежке абстрактной теории, как абстрактно изучали информатику, не видя в глаза компьютеры. Поэтому мне ярким пятном врезались в память уроки истории и обществознания, где мы через проекты, деловые и ролевые игры приобретали личный опыт практической деятельности, становились активными исследователями, а не были просто пассивными слушателями.

Большой любитель фантастики, школьником Чингис предпочитал путешествовать во времени именно на уроках истории. На них дети размышляли о привычных, казалось бы, явлениях - времени, пространстве, сущности человека, смысле событий. Благодаря учителю истории мальчишка из рабочей семьи усвоил полезную привычку задумываться и сомневаться в том, что кажется несомненным. Поступив на исторический факультет Калмыцкого университета, он стал первым в своем роду человеком с высшим образованием, а потом и кандидатом исторических наук. И выбрал своим местом работы школу. Потому что, по его словам, двигатель перемен в обществе во все времена - молодежь. На своих уроках он постоянно обсуждает с ними нынешнее развитие российского общества, его проблемы. Дети задают трудные вопросы, но в них надежда.

- История и обществознание - это диалогические предметы, чем они и интересны детям, которые хотят быть услышанными, - говорит он. - Если сравнивать мое поколение 90‑х и нынешнее, то особой разницы не вижу. Да, увлекаются гаджетами, погружены в виртуальный мир, которого в наше время не было. Но в этом виртуальном мире они ищут ответы на те же вопросы, которые волновали нас.
Остро реагируют на социальную несправедливость и очень быстро ухватывают политико-информационные потоки Интернета. На мой взгляд, современному учителю, да и школе в целом не стоит отгораживаться от бурного потока реальной жизни, уходить в убаюкивающее спокойствие научного академизма, замыкаться в башнях «чистой науки». Надо вдумчиво, спокойно и тщательно разбираться с реальностью на своих уроках - в конце концов все мы у нее в учениках. Не надо бояться дискуссий по спорным вопросам истории. И детям полезно знать разные точки зрения на какую-то проблему, чтобы сформировать свою собственную. Также надо постоянно показывать связь с современностью, откуда «растут ноги» современных проблем, которые так волнуют детей. Ведь они живут настоящим, и оно всегда им интереснее, чем прошлое. Я стараюсь побудить учеников задумываться, самостоятельно размышлять, а не принимать чужое мнение на веру. Особенно когда на урок приходят старшеклассники - любо­знательные, неравнодушные, активные. Ребенок всегда живет настоящим, а его взгляд устремлен в неизвестное будущее, и главная миссия педагога - помочь ему разобраться в этом формирующемся новом мире, найти свое место и призвание в жизни. Школьные знания не самоцель, а средство интеллектуального и духовного развития личности ученика. Если пробудить в нем интерес к познанию мира, любознательность и стремление к самообразованию, он сам все найдет и выучит, если захочет. Настоящее образование - это самообразование. Поэтому так важен диалог, когда мы, педагоги, слышим мнения, желания и чувства учеников, а не просто заставляем их делать то, что нужно нам, взрослым.

Его уроки - это не сухие цифры, не абстрактные понятия, а история живых людей, через судьбы которых дети изучают социальные, экономические и политические процессы прошлого. Чтобы сложить груду знаний в целостное мировоззрение, нужны специальные усилия по интеграции знаний, говорит Сангаджиев. Одним из наиболее удобных методов содержательной интеграции знаний для него стал метод кейсов. Кейс - это структурированное описание реальной проблемы, которая всегда имеет межпредметный характер. Чингис Геннадьевич использует их и в урочное, и во внеурочное время. В частности, на их основе выстраивает интегрированные уроки в сотрудничестве с другими предметниками. Например, урок истории, химии и физики в 10‑11‑х классах «Порох - вещество, перевернувшее мир». По своей форме это исследовательский квест с кейс-заданиями. По игровому сюжету ученикам нужно снять фильм о роли пороха в истории человечества. Детям даются два кейса по пороху - по химии и по истории. В результате их решения они приходят к открытию нового, межпредметного знания: что порох в силу своих особых химико-физических свойств породил огнестрельное оружие, которое навсегда изменило ход человеческой истории - порох стал одной из технологических причин кризиса феодального строя, когда оружие уравняло в силах горожан с рыцарями-феодалами. История, химия и физика изучаются здесь как разные грани одного реального предмета. Этот совместный урок в 2016году победил во Всероссийском конкурсе «Лучший медиаурок» Малой академии наук. Но интегрированные уроки проводятся редко, как правило, только как уроки-обобщения. Более эффективным Сангаджиев считает метод междисциплинарных проектов и исследований, так как здесь происходит настоящая деятельностная интеграция.

- Тут мы работаем по классической матрице междисциплинарных исследований, когда объект одной науки изучается методами другой науки, - рассказывает он. - Например, моя ученица 9‑го класса Саша Дорджиева взяла в качестве объекта исследования 1‑й микрорайон Элисты, в котором и находится наша школа. Это важный для меня принцип работы - исследовать прежде всего свое местное сообщество, то, что близко и понятно детям. Саша исследовала социальный объект - микрорайон города - с разных сторон методами экономики, истории и географии. Ее работа заняла первое место на муниципальном этапе НПК «Первые шаги в науку». Необходимость межпредметной интеграции в образовании диктуется в первую очередь переходом к информационному обществу, к цифровой экономике, которая требует от специалиста уже не узкопредметного, а интегративного мышления. Все актуальные сегодня научно-технические исследования и разработки идут именно на стыке наук, профессии XXI века, как правило, тоже имеют междисциплинарный характер, например, в робототехнике, медицине. Если в обществе идет междисциплинарная интеграция, то вслед за ней в школе, как отмечает Михаил Берулава, должна идти собственно педагогическая - дидактическая интеграция, результатом которой выступает синтез знаний. Интеграция в моей деятельности не заменяет традиционную классно-урочную систему, а выступает как надстройка к ней, позволяющая формировать интегративное мышление как умение решать комплексные проблемы. Интеграция основного и дополнительного образования - такова моя система работы. И в этой работе я стремлюсь к практико-ориентированному характеру обучения, когда мы с учениками работаем с реальными объектами во всей их целостности, учимся применять свои знания на практике. Надеюсь, что такая работа поможет моим школьникам стать более компететентными для жизни в современном, быстро меняющемся мире.

Чтобы оставаться интересным детям, учителю необходимо идти в ногу со временем. Чингис Геннадьевич не только учитель, но и писатель - сочиняет фантастические рассказы, правда, говорит, в стол - просто «для ума». Для души занимается графическим дизайном и анимацией. Для тела увлекается таким популярным направлением уличного спорта, как воркаут. Но это не все его ипостаси. Гуманитарий Сангаджиев - руководитель STA-студии, учебно-методического проекта по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся в области высоких технологий, действующей в рамках Школьной лиги Роснано, куратором которой он является.

- Работа студии включает три функциональных направления: Science - научно-исследовательские работы школьников в области высоких технологий, Technology - проектные и инженерные работы учащихся, включая технопредпринимательство, Art - дизайн и научно-популярная журналистика, - объясняет Чингис Геннадьевич. - Если с первыми двумя все понятно, то при чем тут искусство? Ответ на это еще в XXвеке дал великий авиаконструктор Андрей Туполев: «Некрасивый самолет не полетит!» То есть правильное научное и инженерное решение всегда отличается своими красотой, гармоничностью, симметрией. Поэтому вопросам дизайна и эстетики уделяется большое внимание в проектной и исследовательской деятельности школьников.

Школьная STA-студия решает, по его мнению, три главные проблемы современного образования: нехватка инженерных кадров; отставание школы от реальной жизни, а именно от высоких технологий, которые слабо изучаются в школьной программе; третья, уже чисто педагогическая, проблема - нехватка в школе практико-ориентированного образования, а именно проектной и исследовательской деятельности как реализации деятельностного подхода в обучении. Нужно еще назвать все более осознаваемую многими необходимость отхода от традиционной негибкой классно-урочной системы в сторону более свободного образовательного пространства, каким и стала STA-студия, построенная по принципу открытого неформального пространства.

Впрочем, технологии технологиями, но, как показывает опыт, подкрепленный выводами авторитетных педагогов, фундамент педагогического мастерства - все же личность учителя, его личные качества, общекультурный кругозор, развитый общий интеллект, даже его хобби.
- Меня часто одолевают сомнения: учу ли я детей нужным вещам, пробуждаю ли я в них интерес к познанию нашего сложного мира, формирую ли я в них моральные качества гражданина и патриота? Не скучно ли им на моих уроках? - признается Чингис Сангаджиев. - Все это побуждает меня к постоянному поиску, к постоянному самосовершенствованию. Самообразование сегодня выходит для современного учителя на первое место. Причем слово «самообразование» я понимаю в самом широком смысле слова как общекультурное развитие личности учителя. Особенно важными мне кажутся личные качества педагога. Настоящий педагог - это прежде всего хороший человек, уважающий других людей, умеющий выстраивать диалог, человек, обладающий добрым сердцем. Для воспитания духовно здоровой личности ребенка школа должна дать ему опыт любить и быть любимым, опыт первого успеха. Поэтому счастливых и успешных учеников может воспитать только такой же счастливый и успешный учитель. Счастливый в работе, в личной жизни, в своей семье. Могу сказать о себе: я счастливый человек.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Республика Калмыкия