Государственная Дума утвердила рекомендации по итогам больших парламентских слушаний о мерах по повышению качества образования. Напомним, что слушания, подготовленные Комитетом Госдумы по образованию и науке, состоялись 24июня. Среди ключевых положений рекомендаций - проблемы малокомплектных школ, вопросы медицинской помощи и питания в образовательных организациях, снижение бюрократической нагрузки на педагогов. Правительству рекомендовано сформировать совместно с субъектами РФ «дорожные карты», гарантирующие педагогам минимальную заработную плату при работе на одну ставку в размере не менее 70% от средней зарплаты по региону, и зафиксировать это в трудовом договоре с каждым учителем. Особое внимание обращается на несоответствие объема выделяемых средств и показателей федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» задачам, поставленным президентом. В частности, ликвидация третьей смены проектом предусмотрена только к 2024году, а дата перехода к односменному режиму работы школ вообще не определена. Для решения накопившихся проблем с сохранением здоровья воспитанников детских садов и школьников, по мнению участников слушаний, необходимо сформировать отдельный федеральный проект в рамках национального проекта «Здравоохранение». Минпросвещения России при обновлении образовательных стандартов рекомендовано особое внимание уделить сокращению излишней учебной нагрузки школьников. Участники слушаний предлагают ограничить количество плановых проверок образовательных организаций до одной в год, ввести запрет на запрос информации, которая в соответствии с законодательством должна размещаться на сайтах образовательных учреждений. Кроме того, правительству предложено разработать и утвердить стратегию развития образования в РФ.

Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в Семейный кодекс РФ, предоставляющие детям из одной семьи преимущественное право приема на обучение по программам начального образования в школы, где учатся их братья и сестры. Законопроект был внесен группой депутатов. «Бывают ситуации, когда дети из одной семьи прописаны в разных квартирах, например у бабушек, соответственно адрес их прописки может не совпадать с местом их фактического проживания. Или семья переезжает, но школу менять не планирует. В итоге образовательное учреждение, приняв на обучение одного ребенка по принципу проживания на территории, отказывает его брату или сестре. Родители вынуждены утром до работы развозить детей по разным школам, что создает для них дополнительные сложности. Дети должны иметь возможность учиться в одной школе с братьями и сестрами», - сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении закон о создании реестра недобросовестных усыновителей и опекунов. С его помощью компетентные органы наладят обмен сведениями о гражданах, чтобы усыновители и опекуны, лишенные родительских прав, не могли повторно выступить в этой роли. Закон «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» был инициирован Правительством РФ. В соответствии с ним суды будут обязаны направлять в органы опеки и попечительства выписки решений о лишении или ограничении в родительских правах, отмене усыновления, а также восстановлении или отмене ограничения в родительских правах. Реестр недобросовестных усыновителей и опекунов должен заработать с 1января 2020года.

На официальном сайте Минпросвещения России начал работу специальный сервис для сбора вопросов министру Ольге Васильевой (edu.gov.ru/opc-view), на которые она ответит в рамках традиционной встречи с родителями школьников в преддверии учебного года. Задать вопрос можно до 20августа включительно. 30августа на связь с центральной площадкой VI Общероссийского родительского собрания в Санкт-Петербурге выйдут представители всех регионов страны. Вопросы министру в ходе собрания будут поступать как от участников прямых телемостов из регионов, так и от пользователей социальных сетей через официальные аккаунты ведомства facebook.com/minprosvet, vk.com/minprosvet. Благодаря онлайн-трансляции следить за мероприятием можно будет из любой точки страны и мира. Начало запланировано на 11.00 по московскому времени.

Минпросвещения России завершает прием заявок учителей, желающих поехать на работу в школы Таджикистана и Киргизии. Требуются преподаватели русского языка, физики, математики, химии, а также учителя начальных классов. Учителям гарантируются заработная плата, предоставление жилья и медицинского страхования, возмещение расходов на проезд до места работы и обратно. Участие в проекте не прерывает педагогический стаж в соответствии с российским законодательством. Для зачисления в кадровый резерв набора на 2019‑2020 учебный год необходимо направить на электронный адрес teacher@edu.gov.ru резюме, составленное в произвольной форме, а также копию диплома об образовании. Педагогический стаж работы в школе должен составлять не менее 5 лет. Предпочтение отдается кандидатам, прошедшим аттестацию в течение последних 3 лет. Электронный адрес проекта: teacher@edu.gov.ru. Дополнительные требования к кандидатам можно найти на сайте Минпросвещения. Прием заявок на 2019‑2020 учебный год завершится 31 июля.

Глава Минпросвещения России Ольга Васильева и посол Японии в РФ Тоёхиса Кодзуки
обсудили возможности расширения сотрудничества в образовательной сфере. Одной из центральных тем встречи стал вопрос развития изучения русского и японского языков на взаимной основе. Ольга Васильева сообщила, что министерство готово провести в 2020‑2021 годах международную просветительскую экспедицию - открытые уроки лингвистической и исторической направленности на русском языке в образовательных организациях Японии. Посол поддержал предложение и выразил готовность к работе по этому направлению. Также стороны обсудили расширение двусторонних молодежных обменов с учетом проведения в 2020‑2021 годах Года российско-японских межрегиональных и побратимских обменов. По словам Ольги Васильевой, японские школьники будут посещать спортивные, творческие, культурные мероприятия в городах и регионах России, и такие же мероприятия планируются для российских школьников в префектурах Японии.