Евгений ШВАРЦ, доктор географических наук, заслуженный эколог РФ, ведущий научный сотрудник Института географии РАН:
- У меня нет однозначной позиции относительно этой интересной, но спорной идеи. Как человек, который всю жизнь профессионально занимается проблемами экологии и охраны природы, я симпатизирую тому, что говорит член Общественного совета при Минприроды Александр Федоров. Действительно, заниматься экологическим просвещением школьников нужно, и специальный предмет, посвященный этому, был бы очень кстати. С другой стороны, я прекрасно понимаю и тех, кто активно сопротивляется этой идее. Кстати, против нее выступают не биологи, а географы, поскольку ведение нового предмета может наиболее существенно затронуть количество часов преподавания географии в школе. Они задают резонный вопрос: если в школьном расписании появится экология, то за счет чего? Ясно же, что больше положенных по СанПиНам часов никто не добавит, значит, придется откуда-то брать, от чего-то отрезать. От биологии? Географии? ОБЖ? Но не лучше ли в таком случае оставить все существующие школьные предметы как есть, но усилить экологическую тематику в этих предметах?

С третьей стороны, могу вспомнить, что в 90‑е годы в ряде регионов, в частности в Москве и Московской области, экологию преподавали, и отзывы были довольно позитивные. То есть тогда такая возможность была?

В общем, повторяю, все далеко не так просто, как кажется на первый взгляд…

Каринэ ХАЙБУЛИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общих математических и естественно-научных дисциплин и методик их преподавания Академии социального управления, Москва:

- В современных условиях развития общества, когда перед человечеством возник ряд важных экологических проблем, для всех становится очевидным, что мировое сообщество стоит на грани экологического кризиса. Следовательно, каждый человек должен изменить свое отношение к природе и научиться жить в гармонии с ней. Для решения данной проблемы необходима целенаправленная работа по формированию экологического мировоззрения. Следует отметить, что это длительный процесс, начало которого закладывается обычно в семье, продолжающийся в школе, вузе, послевузовском образовании и в обычной повседневной жизни.

Биология как учебный предмет включает систему знаний о взаимодействии общества и природы, ценностные экологические ориентации, умения и навыки по охране природы. Однако этого недостаточно, чтобы сформировать экологически образованного человека.

Важно отметить, что отдельно предмет «Экология» изучается только в специализированных школах с биологическим профилем. В то время как загрязнение воздуха, воды, почв и истощение ресурсов представляют серьезную угрозу для людей. Потребительское отношение к природе приводит к пагубным последствиям. Необходимо, чтобы экология изучалась как обязательный предмет в школе. В процессе изучения предмета у школьников возникает желание понять происходящие в природе изменения, выявить их причины, собрать новые факты, высказать свое суждение об экологических проблемах, что поможет в дальнейшем избежать их.

Марина СОРОКИНА, директор Андреевской школы, Оренбургская область:
- Не надо сваливать на школу очередную возникшую проблему. Школа и так занимается экологией. Этот вопрос поднимается на уроках биологии, географии, во внеклассной работе. Учитель говорит о природе: как есть на самом деле и как должно быть. Больше ничего он, учитель, не сможет сделать.
А вот наглядная экология! Река Джуса, протекающая в селе, мелеет, заросла, в нее стекает навоз с ферм. Рядом с рекой распахиваются поля, и во время дождей с полей течет грязная вода, засоряя родники. Раньше река была чистая. Родники били всюду.

Есть экологические службы, люди, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды в администрации, есть органы, курирующие вопросы загрязнения природы... Если бы они что-то делали (проводили рейды, разъясняли людям, в конце концов наказывали), то природу бы до такого не довели!

Древние жители оставили нам природу в прекрасном состоянии. А мы, современное поколение, ее разрушаем… Разве дети поймут нас, взрослых, с таким отношением к природе? Впустую пройдет такой курс, лишь создаст очередную проблему с кадрами, программой, часовой нагрузкой.

Никита БОРОВСКИЙ, учитель истории и обществознания школы №5, Петрозаводск:
- Я считаю, что это очень правильно - говорить об экологии, но профильный предмет абсолютно не нужен. У детей в 10‑11‑х классах и без того много не самых нужных предметов. Курс экологии проходят в таких предметах, как обществознание, ОБЖ, география и прочие. Вопрос в том, что у нас много теории, но очень мало практики. Скажем даже так: наша теория очень разнится с практикой.

Мы много говорим, как правильно утилизировать батарейки, о раздельном мусоре и прочем, но в реальной жизни дальше разговоров не идет. Я часто езжу по Карелии и всегда обращаю внимание на огромное количество мусора, что говорит о явной проблеме экологического воспитания. Но введением отдельного предмета проблемы не решить.

Александр М., учитель, Новгородская область:
- Любой учитель скажет, что экология и спорт - два самых популярных направления в школах. В нашей сельской школе экологическое направление действовало 30‑40лет. Только существовало оно всегда в рамках кружковой работы. Вела этот кружок учитель биологии. При этом и в школьном курсе биологии всегда был раздел «Экология». Так зачем выдумывать велосипед? Теперь количество часов на кружковую работу в нашей школе резко сократилось. Их попросту отобрали. Нужно их вернуть, и экологическая работа со школьниками возобновится. А если вставлять новый предмет в программу - от какого тогда школьного курса отщипывать часы? От биологии? Или пострадает другой предмет? Еще хуже, если детям прибавят нагрузку. Пожалейте детей! Экологическое воспитание должно действовать в первую очередь в семье.

Анастасия БЕЛОГОРОДОВА, мама семиклассника, Ростов-на-Дону:
- Я не одобряю эту инициативу. Во-первых, это очередная нагрузка на школьника, который и так сидит в школе безвылазно. На мой взгляд, темы экологии затрагиваются в предметах «География» и «Биология», а также «Химия». Что мешает еще больше расширить эти темы? Кроме того, в рамках предмета «Обществознание» можно затрагивать аспекты природоохранной деятельности. А еще лучше заниматься с детьми практикой, то есть ходить в походы, ездить на экскурсии в природные заказники, чтобы могли все видеть своими глазами. Правда, сейчас это делать все сложнее и сложнее из-за требований безопасности.