- Алексей Сергеевич, как воспитывали внука маршала Говорова?
- Меня не воспитывали каким-то особенным образом. Родители не сажали меня напротив себя и не говорили: «Послушай, сынок». Ничего такого не было. Просто с самого рождения я был окружен заботой мамы и папы, бабушек и дедушки, наблюдал за тем, как они живут и поступают в тех или иных ситуациях. Все самое лучшее старался у них перенять; таким образом и развивался. И, конечно, всегда рядом со мной были военные.

Дедушку, Леонида Александровича Говорова, увы, в живых я не застал, но с увлечением слушал рассказы моей бабушки, его вдовы. Мой отец был полковником, который работал в научно-исследовательском институте. Мой второй дед, по линии матери, тоже был полковником. Мой дядя, старший сын маршала Говорова, Владимир Леонидович, был генералом армии, Героем Советского Союза, командовал Московским военным округом. Я видел своих родных на парадах, в форме.

Все это, конечно, не могло не наложить свой отпечаток на мое мировосприятие и судьбу - вне профессии военного я себя попросту не мыслил. После 8‑го класса я поступил в московское Суворовское училище. Считаю, что учеба в нем оказала на меня большое влияние, потому что пришлась на самый важный для взрослеющего человека период - с 13 по 16лет. Это время принято называть переходным возрастом, но всех этих пресловутых сложностей у меня просто не было, меня воспитывали замечательные офицеры-воспитатели, у которых за плечами был не только опыт военной службы, но и большой опыт жизненный. Многие прошли горячие точки; многие преподаватели были заслуженными учителями РСФСР, России.

- Кем был для вас знаменитый дед?
- Его фигура, безусловно, является одной из центральных в моей жизни. Я всегда рос с четким пониманием того, кем являлся мой дед в истории нашей страны, и, конечно, старался как можно подробнее выяснить о нем все, что только мог. Я не просто записывал воспоминания бабушки и моих отца и дяди - я вел для этой цели специальные дневники, многие из которых перечитываю по сей день, поскольку они хранят очень ценную информацию, записанную со слов людей, которые жили рядом с моим дедом.

Родители всячески поощряли мой интерес. Я даже как-то сделал свой собственный альбом, посвященный жизни моего деда. Тогда ведь не было компьютеров, были только печатные машинки; помню, как набивал подписи под фотографиями, приклеивал копии фотографий... Конечно, этот альбом был по-детски наивным, но зато я сделал его собственными руками.

А изучение государственных архивов смог позволить себе, уже только когда стал взрослым. Считаю, неплохо отработал в Красногорском архиве кинофотодокументов. Мне позволили отобрать ту кинохронику и фотографии, которые представляли для меня интерес. И теперь у меня есть достаточно полный архив, посвященный моему деду, за что я безгранично благодарен руководству архива.

Я прочел очень много книг. Мой дед, к сожалению, не успел оставить воспоминания, поэтому я читал мемуары людей, которые с ним учились, служили и работали, других Маршалов Советского Союза. Конечно, впоследствии стал пользоваться и поиском через Интернет, находил частных коллекционеров. Люди шли навстречу и разрешали делать копии с документов. Работал и с Министерством обороны, и в Подольском военном архиве. То есть я вел по-настоящему большую системную работу.

- Что бы вы хотели пожелать в преддверии 75‑летия Победы современным детям и молодежи?
- Важно беречь семейные ценности. Важно знать и уважать историю своего Отечества. Хочу призвать молодежь - изучайте историю своей семьи. Вне зависимости от того, кем были предшественники - маршалами или простыми солдатами. Во-первых, это просто очень интересно, а во-вторых, я убежден в том, что это обязанность каждого человека - знать, кем были твои предки. Не знать историю своей семьи, на мой взгляд, просто неприлично. А уж тем более если среди предков были настоящие герои.

- Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под патриотическим воспитанием и существует ли, на ваш взгляд, формула, прибегнув к которой можно вырастить патриота?
- Патриотическое воспитание - это не только забота школы и института, оно должно начинаться еще в стенах родного дома, и именно это я считаю одним из основополагающих этапов в становлении личности ребенка. На примере истории своей семьи, лучших представителей рода - будь то военные, врачи, инженеры, учителя - дети учатся лучше понимать историю всей страны. Она для них начинает приобретать человеческие черты, черты родственников... И, конечно, совершенно не обязательно, чтобы это непременно были герои, - главное, чтобы эти люди просто честно трудились и делали для страны и своего окружения все, что было в их силах.

Замечательно, что в нынешних школах есть такое направление, как проектная деятельность, в рамках которой учащиеся работают над семейными проектами, готовят доклады и выступления, посвященные вкладу и достижениям своих родственников в различные исторические периоды. Такие вещи сплачивают семью и позволяют больше узнать о прошлом Родины, лучше понять ее.