Мир детства таковым и представляется. Не первый год в моде раскраски для взрослых, помогающие, если верить некоторым психологам, справляться со стрессами. А в детских отделах книжных магазинов и в детских библиотеках легко встретить взрослых, выбирающих книжечки в первую очередь для того, чтобы прочесть самим и лишь на втором этапе подсунуть их своим детям. В сегодняшнем обзоре «Учительской газеты» - три книги, формально адресованные дошкольникам и младшеклассникам. Однако по разным причинам они непременно, выражаясь молодежным языком, зацепят и взрослых.

«Книга нашего детства» Ирины Лукьяновой (М. : Росмэн, 2019) у маленьких почемучек обязательно вызовет множество вопросов. Возможно, ребенок даже не сумеет самостоятельно все правильно понять. Зато его родителям, бабушкам и дедушкам книга гарантированно подарит час-другой светлой ностальгии и узнавания старых добрых советских реалий.

Автор собрал воедино главные радости детства последних поколений, которым довелось появиться на свет в СССР. Дворовые игры в классики и казаки-разбойники, коллекционирование значков и календариков, летние поездки в деревню и пионерский лагерь, сражения в морской бой на задней парте тайком от учителей. Получился вольный учебник истории второй половины ХХ века, в котором нет места войнам и политике.

Художницу Соню Уткину вполне можно считать соавтором книги. Ее детальные иллюстрации позволяют увидеть то, что во многом стало утраченным. Много ли колодцев-журавлей сохранилось в русских деревнях? А наши дворы? Качели, турники и хоккейные коробки пока остаются, зато площадки для игр в городки стали огромной редкостью. И зачем нарисованная мама высовывается из окна, чтобы позвать ребенка обедать, - у нее что, мобильного телефона нет? Это и многое другое и предстоит родителям объяснить своим чадам.

Ирина Лукьянова хочет не только вспомнить, но и возродить то лучшее из нашего детства, что сегодня оказалось вытеснено гаджетами и Глобальной паутиной. С этой целью в книге приводятся, скажем, советы для тех, кто начинает собирать марки, и основные правила игры в «крокодил». А вдруг еще не все потеряно и вчерашнее удастся сделать завтрашним?

О приключениях девочки Асты, обладающей невероятным умением перемещаться по свету с помощью ветра, Кристина Кретова рассказала читателям в предыдущей книге. Новый сборник увлекательных историй «Аста-Ураган. Путешествие по России» (СПб : Питер, 2019) с той же героиней имеет прикладной характер - с помощью книги в максимально доступной форме легко изучать географию России.

Несколько лет назад был опубликован путевой очерк Дмитрия Данилова «146часов»: писатель-экспериментатор решил проехать от Москвы до Владивостока на поезде и поделиться увиденным, услышанным и прочувствованным. Аста из новой книги Кретовой проделывает такое же большое путешествие. И оказывается оно весьма познавательным: в пути героине встретятся города-миллионники, крупнейшие реки, горы и другие техногенные и природные достопримечательности нашей страны. И их можно как следует рассмотреть. Снова особо отметим работу художника: Наталья Романькова отразила на бумаге целый ряд узнаваемых видов: от центра родного для Асты Санкт-Петербурга до далекого Владивостока с его новым запоминающимся объектом - мостом, ведущим на остров Русский. У Асты есть прототип - дочь Кретовой по имени Ася, которой она перед сном рассказывала о странствиях необычной девочки. Из этих рассказов книга и сложилась.

Любопытно отметить, что изданию поставили отличную оценку петербургские ученые-географы - профессора Герценовского университета и Академии постдипломного педагогического образования.
Напоследок - о детской книге, в которой каждый учитель и классный руководитель обязательно найдет кое-что полезное для работы. «Вопрос номер двадцать пять» Артура Гиваргизова (М. : Время, 2019) - сборник коротких рассказов-пьес о школьной и внешкольной жизни. По словам автора, новелла «Прекрасный урок», где два боксера ведут культурный разговор на ринге, взята из его педагогической практики - Гиваргизов когда-то был простым школьным учителем. Не все у начинающего педагога складывалось удачно - до поры до времени на его уроках ученики занимались своими делами, особо не вникая в то, о чем вещает у доски учитель. «Я разуверился в своих способностях, стал над собой подшучивать… А дети вдруг проснулись и начали внимательно слушать. Тогда я схитрил, придумал для серьезной темы веселый пример, рассказ «Прекрасный урок». С «Прекрасным уроком» урок прошел прекрасно».

Герои других рассказов сборника - спорящие об образах охотников и волка в «Красной шапочке» дети и взрослые, постоянно опаздывающий в школу пятиклассник, любящая бабушка, готовая вместо своего внука-футболиста дать толковое интервью репортеру… Критики уже заметили, что эти ситуации великолепно подходят для постановки на школьных утренниках. А некоторые из забавных сценок, придуманных Гиваргизовым, достойны обсуждения на клас­сном часе. И развлекут, и задуматься заставят.