Сколько бы грамматических правил мы ни заучивали, насколько богатым словарным запасом мы бы ни обладали, все же главное в изу­чении иностранного языка - практика. Безусловно, теоретические знания являются необходимой базой, но коммуникационные навыки приобретаются главным образом в процессе непосредственного общения. Общение - один из лучших способов выучить язык. Для этого на уроках можно использовать как возможности Интернета, так и обычную переписку. Люди среднего и старшего поколений наверняка вспомнят так называемые школьные КИДы - клубы интернациональной дружбы. В некоторых школах такие клубы и сейчас существуют в несколько видоизмененном формате. И друзей для этого найти в наше время очень легко. Сегодня существует множество сайтов, помогающих найти знакомых за рубежом, общаться с ними и практиковаться в английском языке. Дети нашей школы используют эти возможности.

Хочется поделиться опытом организации переписки на иностранном языке в школе. Лично у меня эта идея возникла в процессе обучения детей такому часто встречающемуся в учебниках заданию, как написание письма другу. Прогресс стремителен, и современным детям приходится иногда объяснять, что такое конверт, чем отличается письмо от открытки, что такое марка и зачем она нужна. И это неудивительно, Интернет и мгновенный обмен сообщениями давно вытеснили бумажную пе­реписку из нашей жизни. Но, как оказалось, для школьников прелесть так называемой улиточной почты (snail mail) является по-своему притягательной. Каждый урок начинался с вопроса: «А письма пришли?»

Для поиска друзей по переписке я использовала такие сайты, как http://student­softheworld.info и www.postcrossing.com. На сайте Studentsoftheworld в разделе форумов есть специальная страничка для учителей с разделением на начальную, среднюю и высшую школу. Вы можете выбрать страну, тему и цель переписки, количество детей, желающих переписываться.

Перед началом учебного года я отправила сообщение на сайт, указав необходимые данные. И вот стали приходить ответы от учителей английского языка из разных стран! В итоге, в сентябре организовав переписку в одном классе, я вскоре получила отклик от учителя из другой страны. К концу года все мои классы, от второго до шестого, общались с детьми из разных концов света.
2‑е классы отправляли новогодние открытки в Испанию своим ровесникам, которые тоже изучают английский язык и хотят узнать больше о культуре нашей страны.

3‑й класс переписывается с детьми из столицы Индонезии, Джакарты. Нам прислали фотографии, на которых друзья по переписке держат наши открытки. Было очень забавно увидеть на фото свою открытку в руках того человека, которому она была адресована. В ответ мы послали фотографии своего класса с их письмами. Дети узнали много интересных фактов о жизни в Индонезии. Одной из тем обмена информацией были национальные блюда. Мы ознакомились с рецептами индонезийской кухни.

Дети другого 3‑го класса обмениваются корреспонденцией со сверстниками из США, город Акрон, штат Огайо. Ребята описывают свою семью, своих питомцев. Для написания этих писем вполне хватает лексики, которую изучают дети в школе. Только все слова из учебника вдруг становятся связанными с реальной жизнью, а не просто словами из диктанта!

Для ребят из 5‑го класса я организовала особый проект. Они обмениваются не письмами, а видеосообщениями со сверстниками из США. Первые видео были от наших школьников, где каждый рассказывал (а иногда и показывал), как живут в Москве. Дети описывали свои дом, квартиру, комнату. В ответ американские школьники из средней школы города Текеста, названного так в честь исчезнувшего племени североамериканских индейцев, рассказали нам о штате Флорида. Этот проект мотивировал детей на развитие устной речи, а также помог в освоении навыков аудирования.

6‑й класс переписывается с детьми из класса естественных наук американской школы города Бивертон, штат Мичиган. В своих письмах мы рассказали о правилах безопасности на дорогах России. Это был текущий урок из нашего учебника, и он подходил по тематике детям из США. Американцы в свою очередь написали о правилах на дорогах США.

По традиции мы сфотографировались с их письмами, а американцев я попросила прислать фото с нашими открытками. В каждое письмо были вложены маленькие сувениры - оригами.

Интересным ресурсом является сайт Postcrossing. Цель этого проекта - дать возможность любому человеку отправлять и получать открытки со всего мира!

Правила следующие: за каждую отправленную вами открытку вы получите одну от случайного человека из любой точки мира. Открытки из разных мест мира, о многих из которых вы, вероятно, никогда не слышали! Первым шагом является запрос на отправку, затем система выдает адрес случайного участника. После этого вы посылаете свою открытку этому человеку. Когда ваша корреспонденция будет доставлена, получатель зарегистрирует ее. Это даст вам право получить следующую открытку от другого участника, и откуда она придет - это сюрприз! Таким образом, ваш почтовый ящик оправдает свое название. Вы действительно будете извлекать из него почту, а не ворох рекламных проспектов!

Теперь маленькая ложка дегтя. Несомненно, на организацию переписки затрачивается дополнительное время. К тому же, если не перекладывать отправку писем на родителей, это может оказаться и материально затратным. Необходимо учитывать стоимость конвертов, марок, бандероли (в том случае, если все письма класса отправляются в одном большом конверте). И, наконец, как оказалось, найти красивые почтовые открытки с видами России, русских городов не так-то просто. Они бывают в продаже в почтовых отделениях, однако ассортимент там обычно скудный.

Приходится покупать наборы открыток в сувенирных лавках, книжных магазинах и на специализированных сайтах.

И все же все эти трудности с лихвой окупаются ростом мотивации, расширением кругозора, повышением интереса к жизни других людей. Даже для тех детей, которые никогда не выезжали за пределы России!

Наталия Шишкова, учитель английского языка школы №1273, Москва