Именно в пятом классе у них началась информатика. Вместе со своим молодым педагогом, пришедшем в школу №9города Нальчика по окончании магистратуры Кабардино-Балкарского государственного университета, они были первопроходцами. Осваивать азы преподавания нового трудного предмета пришлось даже без чужого опыта: до 2011‑2012 учебного года в республике информатика преподавалась лишь начиная с 7‑го класса. Олегу Викторовичу, полному сил и энергии, доверили 5‑7‑е классы. «Было трудно, - признается он. - Мы шли медленно, маленькими шажочками.

Для меня было очень важно с первых уроков заинтересовать каждого, никого не отпугнуть чрезмерной сложностью, заумностью». И у него это получилось. Выпускники нынешнего года, даже те, кто выбрал далекую от точных наук стезю, признаются, что Олег Викторович сделал все, чтобы информатика стала если не любимым предметом, то понятным и полезным каждому: «Он создавал на уроках такую благоприятную обстановку, что решать поставленные задачи мог каждый. И их хотелось решать!» Профессионал с большой буквы - это без сомнения. Но дети ценят учителя не только за профессионализм. Не менее важны для них человеческие качества. «Олег Викторович нас понимает, понимает наши шутки, сомнения, проблемы. В любой ситуации он обязательно выслушает, посочувствует, подскажет выход» - такие признания дорогого стоят.

Дети в любом возрасте нуждаются в искреннем и заинтересованном общении, а подростки особенно чувствительны к малейшей фальши, наигранности, равнодушию. Их нельзя обмануть. Если хоть раз будешь с ними неискренен, надолго лишишься доверия. Кочетов говорит об этом с таким знанием дела, с таким твердым убеждением, словно он не информатик, а психолог со стажем. А ведь он сам по возрасту не так уж далеко ушел от учеников. Ему 31 год. Когда пришел в школу, было 23.

«Проблемы на первых порах были, конечно. И срывы были. Помню, что особенно трудно мне пришлось с семиклассниками. С пятиклассниками, шестиклассниками гораздо легче. И восьмиклассники уже все понимают. А этот возраст самый сложный - максималисты, эго в них выпирает, готовы слышать только себя. Помню, дошел я в первый год почти до отчаяния. Ночами не спал, думал, как мне с ними контакт найти. Решил оставить после урока. «Давайте, - говорю, - поговорим начистоту, что вам не нравится, что не устраивает?» Поговорили честно, высказали друг другу претензии, но спокойно, глядя друг другу в глаза. И хоть с первого разговора проблема дисциплины не решилась, процесс взаимопонимания начался», - вспоминает учитель. Со временем все стало налаживаться.

Выросший в семье профессиональных музыкантов, с малых лет учившийся музыке и вокалу, Олег Кочетов и сам обостренно чувствует любую фальшивую ноту. Отлично знающий сцену и ее законы, свободно умеющий держаться на публике, с учениками он не играет в том смысле, что маска в общении с ними ему не нужна. Он остается самим собой, и дети это прекрасно видят и ценят. Поэтому и доверяют ему, как никому.

Доверию и взаимопониманию помогает и общее дело. Олег Викторович уже несколько лет ведет школьную видеостудию, сокращенно сами студийцы называют ее «ВДВ» (полное название «Видеостудия ДеВять»). На всех школьных мероприятиях традиционно происходит премьерный показ роликов, серьезных и юмористических миниатюр, посвященных самым актуальным проблемам, как школьным, так и социальным. Сценарии пишут сами дети, сами придумывают мизансцены и выбирают ракурсы, Олег Викторович в основном выступает в роли оператора и монтажера (видеосъемкой и профессиональной обработкой отснятого материала увлекается со студенческих лет). Готовый продукт ждет с нетерпением вся школа, как дети, так и взрослые, ведь это своего рода зеркало, в котором кто-то непременно узнает себя. Школьная видеостудия - гордость 9‑й, ролики «ВДВ» не раз становились победителями городских и республиканских конкурсов юношеских творческих объединений.

«А начинали мы со школьной лиги КВН. Сам я еще в школе занимался в театральном кружке, в студенческие годы был активным кавээнщиком. Поскольку у меня большой опыт по этой части, я решил им поделиться. Старшеклассники с удовольствием включились. Наши выступления были весьма успешными, мы даже стали победителями республиканской межшкольной лиги КВН в 2014 году. Но формат КВН очень скоро стал нам тесноват. Хотелось расширить границы творчества и содержательно, и технологически. Мы организовали школьную видеостудию. Я понимал, что сегодняшним подросткам очень важно заявить о себе, причем школьной сцены мало, аудитория не должна ограничиваться ни возрастом, ни пространством (школы, города и так далее). Сегодняшним школьникам нужно пространство ВКонтакте, Ютьюба. Стать влиятельным видеоблогером - мечта почти каждого подростка. Мы иначе самоутверждались, но и время было другое», - говорит Кочетов.

Олег Викторович признается, что поначалу сомневался, сможет ли вдохновить детей. Потом увидел, что ученики не нуждаются во вдохновителе, они сами полны идей, сами находят темы, предлагают те или иные сюжеты. То есть его роль с самого начала была и остается кураторской, технической. Но и это, видимо, не навсегда. Нередко ребята просят у учителя камеру, чтобы снять эпизод именно с того ракурса, который им кажется более эффектным, более выигрышным. Даже если он не разделяет их мнение, позволяет учиться на собственных ошибках.

Должна сказать, я видела некоторые ролики «ВДВ», видела юных сценаристов и актеров, и меня поразила их социальная зрелость. Инфантильности, о которой так много говорят нынешние педагоги, нет и следа. Честно скажу, ребята очень меня порадовали. В том, что они серьезно и ответственно относятся к своему делу, есть заслуга учителя Кочетова. Возможно, секрет в том, что и сам он относится к ребятам не как к ученикам, а как к соратникам и партнерам, с уважением и заинтересованностью. Такое отношение к детям нечасто увидишь в школе. Все-таки позиция «я начальник, я умнее» гораздо привычнее. Но для Олега Кочетова такая позиция неприемлема. И разница в возрасте не имеет значения. Потому что с младшими школьниками он так же уважителен и корректен, в каждом своем ученике видит личность, в каждом маленьком человеке умеет разглядеть индивидуальность. На мой взгляд, это высший педагогический дар. Люди, обладающие им, творят чудеса. Ребенок под взглядом такого педагога, как растение, освещенное солнцем, расцветает, выдает максимум. Кстати, так же бережно, уважительно и внимательно Кочетов относится к собственным детям - пятилетнему сыну (пять исполнится в октябре) и дочери, которой всего два с половиной года. Олег Викторович обязательно при любой нагрузке найдет время поиграть с ними, поговорить с сыном, выяснить, что его волнует, что получается, а что - не очень. Папа сам отводит мальчика в садик и забирает вечером после работы. Будучи на конкурсе в Питере, Кочетов звонил не только жене, но и сыну, крепкая связь между ними не прерывалась ни на один день. Признается, что проводить время со своей семьей для него большое счастье, поэтому он так ценит совместные утра и вечера, Кочетовы обязательно все вместе проводят выходные, стараются куда-нибудь выезжать, дарить детям новые впечатления.

«Я стараюсь дать детям больше того, что получал от родителей в детстве. У меня замечательные родители - творческие, дружные, любящие, заботливые. Они тоже учителя, только учителя музыки. Поскольку отец профессиональный музыкант, он в выходные и праздники часто был занят (такова специфика профессии), и мне, насколько помню себя ребенком, не хватало времени, которое мы проводили вместе. Вот теперь я компенсирую на своих детях», - улыбается он и тут же добавляет, что благодарен родителям за очень многое.

«Они привили мне вкус к творчеству, научили работать над собой, шлифовать мастерство. И в то же время не ограничивали меня какой-то одной специальностью. Подростком я перепробовал себя во многих кружках, мне все было интересно, и мама с папой предоставляли мне свободу выбора. Конечно, папа мечтал, чтобы я пошел по его стопам, стал вокалистом или клавишником, но, когда узнал, что я мечтаю о своем компьютере, сам купил мне новый «Пентиум 1», мечту всех моих сверстников. Помню, как я был счастлив. С тех пор я увлекся программированием и информатикой. Сегодня я могу говорить о том, что именно от отца мне передалось желание добиваться в жизни большего, чем то, что само плывет в руки, не требуя усилий. Наверное, от него я научился не бояться испытаний. Конкурс «Учитель года» был не первый в моей жизни. Еще в 2009 году я принял участие в республиканском конкурсе вузов «Суперстудент» и стал его победителем. В 2011 году, когда я первый год работал в школе, мне предложили принять участие в конкурсе «Открытие» для молодых специалистов со стажем менее трех лет. Я не стал тогда призером, опыта было совсем мало, но я пообещал вернуться. И вернулся», - говорит Кочетов.

По словам Олега Викторовича, в основе его успеха на региональном конкурсе лежат не только богатый сценический опыт и умение преподнести себя. Ему хотелось рассказать открыто и просто о себе, о своей работе, о достижениях и проблемах, об отношении к делу и ученикам. И у него это получилось ярче и интереснее, чем у других, хотя все соперники были очень достойными. Возможно, он был искреннее других, сердечнее, даже мягче, чем остальные. Иногда строгость приходит к учителям больше от страха, от опасения, что мягкость сослужит дурную службу. Олег Викторович не старается выглядеть строже и солиднее, чем он есть на самом деле, не боится быть мягким, это его органика. Это свойство натуры ценят ученики, видимо, оценило и жюри.

Я не старался ни с кем себя сравнивать, хотел быть самим собой. Готовясь к конкурсу, я намеренно не стал читать чужие эссе и не смотрел чужие уроки и мастер-классы. Знал, что меня это уведет в другую сторону, а мне хотелось не растерять своего. Когда уже победил на регионе и поехал на установочный семинар Всероссийского конкурса, с удовольствием и радостью для себя узнал, что организаторы именно этого ждут от нас, участников, чтобы мы рассказали о себе, оставаясь такими, какие мы есть.

О конкурсе Олег Викторович вспоминает сегодня с особой теплотой. Во всероссийском финале его поразило и порадовало многое. Участники, организаторы, питерские коллеги - все были на высоте. Очаровал город на Неве, в котором он впервые побывал в сентябре прошлого года. Со многими участниками сложились дружеские отношения, и общение не прервется, что бы ни случилось, уверен Кочетов.

- Что изменилось за время конкурса и после него? - такой вопрос я задала своему собеседнику, завершая разговор.

- Карьерных изменений нет, но сам я изменился, - признается Кочетов. - Стал лучше понимать себя, понимать, чего я хочу. Наверное, именно благодаря конкурсу я подал в этом году документы на вторую специальность - «режиссер кино и телевидения». Мне кажется, в этом направлении я могу полноценно реализовать себя. И когда (я очень на это надеюсь) через пять лет я получу второй диплом высшего образования, смогу в полной мере раскрыться.

Пусть мечта исполнится! Очень хочется пожелать Олегу Викторовичу удачи. Не сомневаюсь, что и режиссер из него выйдет незаурядный, ведь доброта и чуткость к людям, вкус к жизни, интерес ко многим ее проявлениям - качества, необходимые каждому, кто ищет и находит себя в кино, - у него уже есть.