У учителя обществознания, права и экономики школы №2г. Новодвинска Ольги Ковалевой нет любимых чисел, зато если присмотреться к ее профессиональному маршруту, то можно с легкостью обнаружить любопытные числовые совпадения. Например, было у нее удачное число «3» - в 2013году Ольга Ковалева стала лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». «4» тоже порадовало, потому что в 2014году наша героиня стала победителем регионального конкурса на поощрение лучших учителей Архангельской области. В 2016году она удостоилась премии в рамках нацпроекта «Образование». В 2018году Ольга Ковалева приняла участие в финале Всероссийского конкурса «Учитель года», а также выпустила во взрослую жизнь свой первый любимый выпуск - 49 «малышей». Числовую ленту, конечно, можно отмотать назад и найти еще много приятных подтверждений, но наша героиня уверена, что каждое число мы делаем счастливым сами, с каждым числом, с каждой датой в нашей жизни связано много событий, которые меняют нас, делают лучше и счастливее.

Вообще, работая в школе уже 9лет и задаваясь философским вопросом (а это свойственно учителям), прошла бы она тем же путем снова, Ольга Ковалева после некоторого раздумья заключает, что ничего не стала бы менять. Она бы вновь пришла работать в свою любимую школу №2, чтобы рядом с ней были ее ученики: абсолютно разные, активные и вдумчивые, непослушные и со своей твердой позицией, упрямые и податливые, интеллектуалы и спортсмены, спокойные и неугомонные, те, у кого не все получается, и настоящие гении. Их мудрые родители, которые «за любую инициативу, кроме голодовки». Опытные коллеги, которые готовы помочь в любой момент советом и делом, не считаясь с личным временем. Именно благодаря им всем и состоялась ее победа в профессиональном конкурсе. Это была общая победа, ведь школа №2 - это одна семья. А семьи не меняют.

Но время хоть и капризная штука, но тем и хорошо, что позволяет совершать путешествия. Скажем, в прошлое. Ведь эта любовь, это чувство общей школьной семьи когда-то с чего-то начиналось.

- Наверное, с того, что я, как многие девчонки, в детстве очень любила играть в школу, высаживала в ряд все свои игрушки, заводила для каждой тетрадку, и обязательным атрибутом был журнал, где то и дело появлялись разные оценки, - размышляет наша героиня. - Одно время я хотела стать учителем начальных классов. До сих пор помню мою первую учительницу Ирину Ивановну Ермолович. Она давно уехала из нашего города, но те знания, те стремление и желание стать лучше, которые она во мне заложила, до сих пор помогают и в профессии, и в жизни. Потом я хотела быть учителем физической культуры, но так и не могу понять почему, ведь спортом никогда активно не занималась. Хотя, может быть, именно поэтому и хотела, чтобы доказать, что и здесь я смогу. А к окончанию школы стала задумываться о биологии и химии, которые и решила сдавать после 11‑го класса. Эти предметы мне особенно нравились в старших классах, наверное, благодаря моим учителям, которые с искренней любовью к предмету прививали нам интерес к этим наукам.

Так что желание стать педагогом было совершенно осознанным. Другой профессии я для себя не видела. Да и своих учителей, одноклассников, друзей я этим не удивила. Мои родители, да и все родственники, которые, в общем-то, далеки от педагогики, тоже меня поддержали, понимая, что человек должен сделать этот выбор сам. Педагогика как профессия стала для меня первым серьезным самостоятельным решением, которым я сейчас горжусь и о котором ни капельки не жалею.

- Ольга Андреевна, а почему же тогда обществознание, право и экономика? Почему именно эти глубоко социальные дисциплины?
- О карьере учителя обществознания, права и экономики я не мечтала. Поступила в Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова на специальность «социальная педагогика» с дополнительной специальностью «учитель права». Уже на 3‑м курсе однозначно решила, что социальным педагогом работать не пойду, а вот работа учителя права мне очень нравилась. По окончании вуза мне предложили работу в школе, где я сейчас и преподаю. Город у нас небольшой, и все до сих пор спрашивают, почему я не пошла в свою школу, которая находится у самого дома. Наверное, потому что директор школы №2 пригласила меня на работу тогда, когда я училась на 5‑м курсе, а я и согласилась. В нашей семье есть смешная история, связанная с этим обстоятельством.

Когда я поступила в университет, мама как-то произнесла такую фразу: «…вот и будешь работать во второй школе» (эта школа самая отдаленная, находится на другом конце города), на что я ей ответила: «Я что, не найду работу ближе? Нет, во вторую не пойду, далеко». И вот уже 9лет с удовольствием работаю там, где не хотела. Кроме того, я стала вести обществознание, тоже не предполагая, что буду этим заниматься. Предмет «Право» преподается только в старших классах, в профильных группах, поэтому не хватало нагрузки, вот мне и предложили вести обществознание и экономику. Это судьба, наверное.

Вы правильно заметили, что обществознание, право и экономика - глубоко социальные дисциплины. Я всегда была очень активным человеком. Социальные акции, проекты, курсы педагогического направления в школе, инструкторско-методические лагеря, всероссийские правовые проекты в вузе - все это мое, и все это не осталось в стороне при работе в школе. С ребятами мы участвуем в проектах правового просвещения «Правовая школа-лаборатория детей Поморья», «Жилищная школа-лаборатория детей Поморья». Мы стали инициаторами экологического проекта «Сад на Солнечной», регионального турнира по онлайн-игре ­«ЖЭКА», а с 2015года мы активно занимаемся финансовой грамотностью. Данный курс ведется очно и дистанционно в 10‑х классах, а с этого года внедряем его в основной школе. Мне очень нравится, что участие в этих проектах помогает ребятам раскрыться, найти себя, побороть свои комплексы и получить много полезной информации.

Наша героиня - человек очень искренний, поэтому небезынтересно узнать ее мнение относительно дискуссионного характера уроков обществознания. Можно ли детям спорить на них, доказывать свою точку зрения?

- Уроки обществознания для меня - это уроки жизни. Каждый урок уникален и индивидуален, потому что передо мной разные люди, в их головах разные мысли, они имеют разный социальный опыт, - поясняет Ольга Ковалева. - В среднем звене мы говорим о том, что нас окружает, - о семье, друзьях, школе, стране. В старших классах возникает много вопросов, часто спорных, так как порой то, что написано на страницах учебников, идет в разрез с реальной жизнью современного человека. Здесь и начинается дискуссия, именно здесь задаются сложные социальные вопросы, именно здесь нам необходимо приблизиться к истине. На мой взгляд, самое главное, чтобы ребята не боялись озвучивать то, что они действительно думают, важно установить контакт, сделать так, чтобы они доверяли тебе, чтобы говорили. Как ни странно, но современный человек сталкивается с трудностями в общении. Нам сложно формулировать мысли, и многие предпочитают промолчать, остаться в стороне, не привлекать внимания. Это неправильно! Может быть, я ошибаюсь, может быть, это проблема только маленьких городов, но она есть! Современный выпускник должен ориентироваться не только в том, что для него актуально и интересно сейчас, а быть всесторонне развитой личностью. Поэтому на уроках мы учимся слушать и слышать каждого, пробуем рассмотреть позиции, абсолютно непримиримые с первого взгляда, но если на следующем уроке мои ученики возвращаются к ним, то для меня это лучшая похвала, значит, урок не прошел для них бесследно. Спорить не просто можно - нужно! В споре рождается истина.

Я сама люблю сомневаться. Сомневаясь, мы пытаемся прийти к догме. Поэтому я люблю, когда ребята на уроках сомневаются, задают вопросы и ищут на них ответы.

- Признайтесь, легко ли работать с детьми, которые «плавают» в современном информационном море часто лучше учителя?
- С каждым годом все сложнее ориентироваться в обширном информационном пространстве, поэтому учитель, который не «плывет» с детьми рядом, становится менее интересным, но тут важно не подменять понятия. Да, учитель сегодня не единственный источник информации, и это необходимо принять как должное, но позиция учителя важна для большинства детей, поэтому мы должны ориентироваться в потоке информации и при этом не забывать об общечеловеческих ценностях, основополагающих принципах - истине, честности, справедливости, добре. Опираясь на них, и должен работать учитель. Легко ли это? Разумеется, нет, но однозначно интересно, а для меня это важнее.

У думающего человека, а наша героиня относится именно к таким, всегда возникают вопросы, которые при всей своей кажущейся воздушности являются трудными и часто безответными. Например, что такое счастье? Это те длинные числовые ряды, в которые вписывается твоя жизнь, или это вспышки озарений, пусть мгновенные, но заливающие светом все? А может, это те неожиданные встречи, которые упрямо живут в тебе, несмотря на текущее время? Если Ольге Ковалевой предоставить фантастическую возможность, то она бы непременно повторила одну удивительную встречу… Еще раз провела бы открытый урок в 10‑м классе академической гимназии №56г. Санкт-Петербурга. Те 45 минут (о, опять магические числа!) она не забудет никогда. Это был урок-вдохновение, урок-единение, урок-общение на одной волне. Он остался в памяти как открытие и, безусловно, тоже претендует на то, чтобы стать одним из ответов на вопрос, так что же такое счастье.

Да, в счастье много составляющих. Наша героиня с этим согласна. Но то в нем и восхитительно, что никогда нельзя предугадать, из чего счастье сложится. Это и детская поднятая рука, и сияющий взгляд, это и вечер выпускников с его радостным узнаванием, это и улыбки, слова, песни, знакомства, которые были в прошлом и ожидаются в будущем, это и семья, и дом, в тепле которого растворяются печали, это и поздравления от твоих коллег, ставших друзьями, в твой день рождения, летящие из разных уголков России. К счастью, счастье не подчиняется никаким числовым законам, а значит, оно безгранично. И всегда рядом. Нужно только поверить в это.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Архангельская область