Конкуренция - это развитие
Многие учителя, особенно опытные, с большим стажем работы, не склонны по разным причинам участвовать в различных профессиональных конкурсах. Ольга Кошевич не из их числа. По складу своего характера она любит соревнования в любых формах, уверена в своих силах и профессиональном мастерстве. По ее мнению, каждый конкурс надо рассматривать с точки зрения самосовершенствования учителя, которое в свою очередь принесет пользу и детям. В учительской профессии человек должен идти в ногу со временем и быть конкурентоспособным. Руководство гимназии понимает это и поддерживает учителей, стремящихся к саморазвитию. Ольга Кошевич чувствует поддержку со стороны директора гимназии Галины Федоровой и ее заместителя по учебно-воспитательной работе Елены Клименко. Они верили в Ольгу Александровну и оказывали ей всевозможную помощь как в подготовке к конкурсам, так и во время их проведения. Участвуя в финале Всероссийского конкурса, Ольга Кошевич поняла, что калужская система образования находится на достаточно высоком уровне. Прежде всего по оснащенности школ, использованию информационно-коммуникационных технологий, современных педагогических методик в обучении.

Лидер в ИКТ
Ольга Александровна по праву считается в гимназии самым продвинутым человеком в современных образовательных технологиях, и тем методам, которые она использует на уроках, могут позавидовать многие учителя.

- Ольга Александровна у нас самый лучший пользователь компьютера, современных гаджетов и девайсов, различных компьютерных программ и приложений, в том числе отечественных разработчиков, - говорит заместитель директора гимназии Елена Клименко. - Она первой из учителей стала пользоваться на уроках смарт-доской и документ-камерой, первой перешла к образовательным программам с использованием планшетов и нетбуков на уроке и во внеурочное время. Ольга Кошевич проводит обучающие семинары, связанные с компьютерной грамотностью, для учителей. Привлекает к своим урокам учителей-предметников, преподавателей университета. Еще что интересно, в классе Кошевич есть научное общество. Все дети с интересом и желанием выполняют исследовательские работы и участвуют в научных чтениях регионального и всероссийского уровня, многие становятся победителями и призерами предметных олимпиад.

Ольга Кошевич постоянно общается со своими учениками в Интернете. Причем летние каникулы не исключение. И делятся они не только впечатлениями об отдыхе. Например, в беседах обсуждаются произведения, которые задаются детям для дополнительного чтения. Дети рассказывают учителю, какую они книгу прочитали, обсуждают ее содержание и обязательно получают интересные комментарии учителя. Это стимулирует и других одноклассников ознакомиться с этой книгой. Кстати сказать, в классе Ольги Кошевич по сравнению с другими классами самый высокий процент прочитанной дополнительной литературы на летних каникулах.

Общаемся с Ольгой Кошевич в гимназии, в ее родном кабинете начальных классов.

- Ольга Александровна, как вы стали учителем? Мечта детства?

- Дело в том, что в калужской средней школе №22, где я училась, работали замечательные учителя. Школьные годы незабываемы, они навсегда остались в моей памяти: интересные уроки, экскурсии, походы, активная общественная жизнь. И всегда рядом были наши учителя, мы постоянно ощущали их помощь и поддержку. И мне, если честно, не хотелось расставаться со школой. Так я и приняла решение стать учителем. У нас был сильный класс, многие мои друзья собирались поступать в ведущие вузы Москвы. Но я по семейным обстоятельствам осталась в Калуге. Так как меня в школе привлекали иностранные языки, то я и поступила на иняз в КГПИ им. К.Э.Циолковского. После института по распределению отработала около года в сельской школе в Ивановской области.

Вернувшись в Калугу, конечно же, хотела продолжать работать именно в школе. Но в то время мест в городских школах не оказалось, вакансий учителей английского и немецкого языков просто не было. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Я до сих пор очень признательна директору калужской школы №46 Валентину Афанасьевичу Бочаеву. В свое время он мне предложил получить еще одно образование и пойти работать учителем начальных классов. Так и вышло. И очень скоро я поняла, что начальные классы - это моя жизнь. В 46‑й школе я проработала три года, и всегда с теплотой вспоминаю то время, учительский коллектив. В 1991 году меня пригласили в гимназию №24.

«Многодетная мама и защитник»
- Что вам помогает в работе с детьми, ведь быть учителем начальных классов - это большая ответственность?

- Когда я прихожу в школу, то всегда представляю, что я многодетная мама. Все ученики для меня на уроках - это мои разные дети. С таким отношением легче понять, что можно и нужно делать, а что нежелательно. Причем в любой ситуации - даже когда дети совершают не совсем хорошие поступки. Никогда не делаю из этого трагедии, стараюсь не ругать их и не наказывать. Мудрое точное слово, личный пример, тесное взаимодействие с родителями - вот мои главные воспитательные инструменты.

В силу своей профессии я, как никто другой, должна знать особенности этого возраста, понимать мотивы поведения ребенка. Причины поступков, которые кажутся совершенно непонятными для окружающих, должны быть для меня ясными и очевидными. Я должна видеть «путь», по которому с этим ребенком буду идти рядом, помогать ему стать успешным и самостоятельным и, если это требуется, обязательно защищать его. Я считаю, что любой учитель, а особенно учитель начальных классов, должен быть защитником детей. Самообразование в области психологии, развитие эмоционального интеллекта - это важная область моего профессионального развития.

Иногда учителям нравится, когда в классе тихие, неприметные дети. Я же всегда таких неактивных детей пытаюсь «разбудить» - выявить хоть малый росток таланта и помочь проявить себя уже в начальной школе. Мониторинг деятельности и достижений учащихся класса в период обучения в начальной школе - неотъемлемая часть моей педагогической деятельности.

Известно, что для многих людей первый учитель, учитель начальных классов, - самый лучший из всех учителей. Следовательно, моя задача - соответствовать этим ожиданиям ребенка во всех отношениях, начиная от внешнего вида, уверенного использования гаджетов и девайсов в повседневной жизни и профессиональной деятельности до манеры общения в школе и вне уроков, тогда ребенок не разочаруется в учителе и в школе. «Прежде предъявляй требования к себе!» - вот мое учительское кредо.

- Вы очень много работаете с детьми в Интернете…

- Да, этого требует время, в котором мы живем. Цифровая эра. Сегодня уже даже 8‑10‑летних детей трудно удивить навороченными смартфонами и планшетами. Вместе с детьми мы создаем блоги, работаем с веб-доской, участвуем в сетевых проектах. И принято считать, что дети быстро осваивают компьютер и уверенно чувствуют себя на просторах Интернета. Но из практики замечу, что эта уверенность чаще касается только веб-развлечений, которые таят в себе много опасностей. И только современный учитель может безопасно повести с собой детей в Интернет и научить их использовать компьютер как средство саморазвития, самообразования и безопасного общения.

Уверенное пользование компьютером, знакомство с веб-сервисами, умение применить эти знания на практике - это уже не преимущество, а жизненная необходимость в работе современного учителя.

«Пчелка на цветочной поляне»

- Какими качествами, по-вашему, должен обладать учитель начальных классов?

- Я считаю, что символ работы учителя - пчелка. Не случайно пчела изображена и на гербе нашей гимназии и стала символом в наших классных сетевых проектах. Постоянная занятость, неутомимость, преданность своему сообществу, работа в команде, титаническая трудоспособность и трудолюбие. Думаю, вы согласитесь, только обладая этими качествами, из выпускника университета или педагогического института вырастает настоящий учитель. Но в нашей работе важно не только иметь эти качества самому, но и привить их ученикам. Помните известное высказывание Томаса Эдисона: «Гений - это один процент таланта и девяносто девять процентов труда». Значит, одна из важнейших задач педагога - научить ребенка трудиться. В современном мире важно также научить детей трудиться индивидуально и в группе. Но это должно быть не понуждение к деятельности, а личный пример, мотивация, совместное сотрудничество.

И если учителя можно сравнить с пчелкой, то детей в классе - с поляной, на которой растет множество разных цветов - красивых и скромных, ярких и незаметных. Но все они, безусловно, неповторимы. Нужно знать особенности каждого «цветочка», помогать развиваться, расти и беречь их на этой «полянке». Ведь они еще такие хрупкие! Все разные, но каждый по-своему хорош, имеет свои индивидуальные особенности. Дети очень нуждаются в нашем внимании, защите и понимании, добром отношении.

Действительно, по-иному работать учителем нельзя. Даже в современной, компьютеризированной школе. Ведь никакие интернет-технологии, ноутбуки, смартфоны и планшеты не заменят учительскую душу, учительское сердце. Еще Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему засветиться». На это и нацелена Ольга Кошевич - она стремится к тому, чтобы помочь каждому ученику «вырастить крылья». И главное достижение в профессии - это, конечно же, ее ученики. Многие из них стали настоящими профессионалами и достойными людьми. Дружба и сотрудничество выпускников с учителем продолжается, несмотря на то что школьные годы уже позади. Ольга Александровна гордится, что она их первая учительница. А те ребята, которые сейчас учатся в гимназии, радуют учителя начальных классов трудолюбием, высокими достижениями на олимпиадах и конкурсах, умением дружить, помогать друг другу, быть организованными и активными. Ольга Александровна очень хочет, чтобы все ее ученики реализовали себя в жизни и выросли достойными гражданами нашей великой страны.

Максим МИХЕЕВ, Калуга