Не важно, где ты живешь, важно, какой ты
На выбор профессии Веры Ничук, победителя конкурса «Учитель года ЕАО»-2018, учителя русского языка и литературы, завуча школы №4 с. Даниловка, в детстве повлияли два человека: тетя - педагог-словесник, и бабушка, которая увлекалась биографией и творчеством Ивана Тургенева и передала эту любовь маленькой внучке.

Вера родилась на Сахалине, школу оканчивала в Хабаровске - семья военнослужащего переехала с острова на материк. Училась одинаково хорошо по всем предметам, когда же пришла пора выбирать вуз, послушала себя и не изменила любви к литературе. Перспектив в жизни выпускницы института было множество, но Даниловка стала ее судьбой. Здесь учитель вышла замуж, родились дети - дочка и сын.

- Жить в селе для меня было определенным преодолением себя, я вообще человек городской, - признается педагог. - Но когда я стала общаться с людьми, работать, то поняла, что здесь можно реализовать себя, осуществить свои желания, интересы и планы.

А еще спустя годы она осознала: не важно, где ты живешь, важно, какой ты. «Волею судеб я здесь, и в нашей маленькой школе я могу сделать многое», - говорит учитель.

Стремление развиваться
Отвечая на вопрос, какие времена были самыми сложными, Вера Владимировна признает, что, конечно, напрашивается ответ про 90‑е, когда из-за материальных тягот учителя бросали работу, уезжали из села. Но об этом говорить ей не хочется. Самым трудным, но в то же время самым интересным периодом своей профессиональной жизни она называет первые годы после университета. Еще не было опыта работы, но уже появилась возможность претворять в жизнь ту теорию, которую дали в институте.

- Вспоминаю себя ту и себя нынешнюю, это два разных человека! - говорит Вера Владимировна. - Но что их роднит, так это стремление развиваться, узнавать, делать.

Действительно, тема самообразования красной линией проходит через весь рассказ педагога. Она убеждена, что учиться надо на протяжении всей жизни, каждый день и каждую секунду.

Источником новых знаний могут быть курсы, книги, люди, даже случайные встречи.

Источником самообразования может стать и новое место, как, например, Санкт-Петербург для участников Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018. К сожалению, интересные места учителям и школьникам с Дальнего Востока открывать для себя совсем не просто. Расстояние и стоимость билетов делают подчас невозможным знакомство с главными достояниями отечественной и мировой культуры. Вера Владимировна не раз говорила об этом на площадках разного уровня.

- Таким школам, как наша, в российской глубинке, конечно, тяжело. Хотелось бы, чтобы была возможность организовывать туры и для учителей, и для школьников. Одно дело, когда ребенок живет в подобной красоте и может легко пойти в музей или на выставку. Другое - когда изучает все только по картинкам. Культура начинается с приобщения к общечеловеческим ценностям. Это обязательно, - убеждена учитель.

Демократия и критическое мышление

Вера Владимировна не любит фразу о том, что дети сейчас другие: «Изменяются одежда, окружающие предметы, но отношения остаются прежними. Да, у детей появляются новые словечки, но внутри они все равно те же самые, у них те же проблемы и периоды роста. А еще они очень интересные во все времена».

- Когда мы знакомимся с произведением, а литература - это рассказ о жизни, они воспринимают и чувствуют его точно так же, как и предыдущие поколения, а порой даже лучше, с учетом нового опыта. Единственное, из-за клипового мышления им сегодня сложнее воспринимать большие тексты, но, думаю, это пройдет. Многих ребят отличают свобода и широта мысли. Они делают такие открытия, что, бывает, я у них учусь, - признается педагог.

Главный стиль ее общения с учениками на уроке - демократичный (не путать с попустительским).

- Демократичный стиль предполагает диалог: дети слышат меня, а я их. Конечно, я планирую урок, знаю, какую мысль должна донести. Но то, какой диалог у нас состоится, уже зависит не только от меня, дети - полноправные участники процесса. Важно умение слышать, вести класс в определенном направлении. Это сродни сократовской беседе. Я задаю определенные вопросы, которые заставляют думать, и предлагаю действия, которые приведут ребенка к положительному результату.

Несмотря на спонтанность, присутствующую на уроке, демократичный стиль - это серьезно отработанная структура, которая к тому же требует большого педагогического опыта.

- На некоторых уроках, когда используется конструктор задач П.С.Илюшина, дети сами могут выбрать путь изучения материала. Иногда они выбирают неожиданные решения. И я должна обладать определенным объемом знаний и педагогическим чутьем, чтобы уметь тут же находить ответы, чтобы у детей горели глаза и они шли за мной. Это сложный процесс.

Не случайно любимая технология учителя - это французские педагогические мастерские, по ней у Веры Владимировны разработано множество собственных уроков. «Это та технология, которая предполагает мое творчество. Понимая все этапы процесса, я наполняю их своим содержанием», - поясняет педагог. На конкурсе «Учитель года России» она использовала как раз технологию педагогических мастерских, когда ребята от одного слова перешли к пониманию целого явления.
Вызов, разрыв, социализация и рефлексия - этапы такого урока. Вначале, к примеру, детям предлагается придумать ассоциацию к слову, так учитель обращается к их собственному опыту.

Затем, на стадии разрыва, педагог с помощью разных приемов начинает наполнять этап новым, подчас неожиданным содержанием, выводя учеников на другой уровень осмысления. В завершение дети присваивают полученные знания и, рефлексируя, выходят на новый уровень посредством творческой работы.

Сродни педагогическим мастерским развитие критического мышления, технологии которого Вера Ничук также нередко применяет на своих занятиях.

- Сомнение - это важное качество. Когда ты сомневаешься, то приходишь к новым выводам, находишь много интересного для себя, - убеждена она.

Человек как отражение мира
Жизнь Веры Владимировны в школе не ограничивается преподавательской и административной работой. Так, она организовала школьный клуб «Отражение», в котором ученики могут проявить себя с разных сторон.

- Каждый человек является отражением мира, в котором он живет. А посредством слова мы можем отразить свои собственные суждения об этом мире, - поясняет она суть названия.

В рамках работы клуба ребята выпустили несколько номеров школьной газеты, на страницах которой рассказывали о новостях, проблемах, результатах своих исследований о жизни учеников или истории села. Например, ребята выяснили судьбу погибших в годы Великой Отечественной войны уроженцев Даниловки, их имена начертаны на памятнике. Исследование нашло свое отражение не только в публикации, но и в постановке театральной композиции, с которой школьники выступили в местном ДК. Вера Владимировна готовит с детьми литературные вечера и ставит спектакли, увидеть которые может не только школа, но и все желающие жители села.

- Это та работа, которую я очень люблю, - живая, определенная, глубокая и интересная по мысли, - отмечает учитель.

Говоря об уроках литературы, нельзя не упомянуть о воспитательном эффекте. Примечательно, что работа педагога оказывает его не только на учеников, но и на их родителей. Так, на одном из этапов регионального конкурса «Учитель года» участнице необходимо было провести родительское собрание. Вера Ничук поделила взрослых на четыре «литературные» семьи: Ростовых, Чичиковых, Простаковых и Снежной королевы.

- Средствами литературы я говорила с родителями об оттенках любви, - рассказала учитель. - На следующий день ко мне подошла женщина, работница этой школы, и сказала: «Что вы со мной сделали? Я вечером бросила все, подошла к дочери, и мы с ней стали читать книгу». Значит, я сумела донести до родителей главное, и этот воспитательный момент они понесут дальше.

«Учитель года» - рубеж и авантюра
Свое участие в конкурсе «Учитель года» Вера Владимировна называет авантюрой. Дело в том, что от Даниловской школы должна была поехать другая учительница, но в последний момент не смогла.

Завуч столкнулась с дилеммой: кем ее заменить? Кого из педагогов, не готовившихся, не планировавших проходить испытания, поставить в такую ситуацию? Подумала и приняла удар на себя. «Вытащила из себя все, что есть, переосмыслила, перелопатила и стала участницей, - признается она. - Какие там победы! Главная цель моя была посмотреть, как все происходит. И я столько всего увидела!»

Педагог не скрывает, что раньше скептически относилась к состязанию, но, став участницей, поняла: главное - принять условия игры, а они оказались очень интересными. При этом разница в подготовке к региональному и федеральному этапам была существенной: «Установочный семинар показал, что придется работать по-другому, и я в короткий срок должна была все переделать». Для консультации с экспертами Вера Владимировна ездила из Даниловки в Биробиджан.

Большое впечатление произвело на Веру Владимировну судейство Всероссийского конкурса, в том числе уровень вопросов и комментарии членов жюри.

- Они сразу все видели и отмечали. Люди, которых ты знаешь как авторов учебников, вступают с тобой в диалог, это особенно значимо, - подчеркивает учитель.

Своим выступлением она осталась довольна: «Главное, что и на методическом семинаре, и на уроке удалось донести мысли, которые я планировала, а все использованные приемы сработали. Считаю, что уровень выдержала».

Победами на муниципальном, региональном этапах (из учителей школ Смидовичского района ЕАО она первая достигла такого уровня) и достойным выступлением на всероссийском этапе Вера Ничук доказала, что педагог из дальневосточной глубинки может себя проявить на большой арене. В общении с главой региона она постаралась донести мысль о значимости педагогического состязания, и считает, что ей это удалось: внимание к конкурсу в ЕАО растет. Сама же Вера Владимировна сейчас является членом жюри регионального этапа. На уроки коллег в школах и участников конкурса она теперь смотрит иначе с учетом опыта, полученного в Санкт-Петербурге.

В целом «Учитель года России» стал большим рубежом, разделившим профессиональную жизнь педагога на «до» и «после».

- Событие такого масштаба бывает раз в жизни. Я вообще люблю задавать себе сложности в методиках, делах, взаимоотношениях. Их пре­одоление - это этапы моего роста. Но одно дело, когда я сама перед собой ставлю цель, а другое - когда рубеж определяет сама жизнь. И конкурс - это как раз тот случай.

То, что не удалось попасть в «пятнашку», Веру Владимировну не расстраивает. По ее словам, стремление к лидерству было свойственно молодым участникам, она же преследовала иные цели. И в ответ на фразу «Каждый из вас уже победитель» Вера Владимировна написала стихотворение «Я - восемьдесят пятый»:

Я - восемьдесят пятый,
Кому сказали: «Не первый,
но и не последний ты»,
А я не верю в цифры и приметы,
Я, в общем, за простор души.
Ведь восемьдесят пятый неизменно -
Средь многомиллионной армии учителей
Такой большой страны!