1. Общие положения
1.1. Положение о технической инспекции труда Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. №10‑ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Уставом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
1.2. Положение определяет основные цели, задачи, организационное строение и полномочия технической инспекции труда Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - техническая инспекция труда).
1.3. Техническая инспекция труда, состоящая из технических (главных технических) инспекторов труда и внештатных технических инспекторов труда, является уполномоченным органом Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - Профсоюз), создаваемым для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением условий коллективных договоров, соглашений в организациях системы образования и научных учреждений (далее - организации), в которых работают и (или) обучаются члены Профсоюза.
Техническая инспекция труда совместно с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзных комитетов образовательных организаций (далее - уполномоченные по охране труда) образует систему общественного контроля за соблюдением работодателями (руководителями организаций) законодательства об охране труда.
1.4. Техническая инспекция труда осуществляет свою деятельность на основе принципов законности и объективности, независима в оценке условий и состояния охраны труда.
1.5. Техническая инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в сфере образования, иными федеральными органами исполнительной власти, органами государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами законодательной и судебной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями (объединениями работодателей), другими органами и организациями.

2. Основная цель и задачи технической инспекции труда
2.1. Основной целью технической инспекции труда является защита трудовых прав членов профсоюза, сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся.
2.2. Основными задачами технической инспекции труда являются:
осуществление профсоюзного контроля за обеспечением здоровых и безопасных условий труда в организациях сферы образования, соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением территориальных соглашений, коллективных договоров и соглашений по охране труда образовательных организаций;
отстаивание прав и социальных гарантий членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, а также при разработке и принятии территориальных соглашений, коллективных договоров и соглашений по охране труда, локальных нормативных актов образовательных организаций;
доведение до сведения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственного контроля (надзора) фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений в сфере охраны труда для принятия мер, в т. ч. превентивного характера;
оказание членам Профсоюза информационной, методической и консультативной помощи по вопросам реализации и защиты прав на безопасные и здоровые условия труда.

3. Организационное строение технической инспекции труда
3.1. Общее руководство деятельностью технической инспекции труда осуществляет Центральный Совет Профсоюза, текущее руководство осуществляет Исполнительный комитет Профсоюза, Председатель Профсоюза и главный технический инспектор труда Профсоюза в пределах своих полномочий.
Руководство деятельностью технической инспекции труда, действующей на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующими выборными органами региональной (межрегиональной) организации Профсоюза.
3.2. Техническая инспекция труда формируется по отраслевому принципу на федеральном и территориальном уровнях организационной структуры Профсоюза и состоит из технической инспекции труда Профсоюза, возглавляемой главным техническим инспектором труда Профсоюза, и технических инспекций труда соответствующих выборных коллегиальных органов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.
3.3. Технические (главные технические) инспекторы труда являются штатными работниками аппаратов организаций Профсоюза и находятся в подчинении соответствующих профсоюзных органов, которые определяют структуру, штатную численность, должностные оклады, права и обязанности технических (главных технических) инспекторов в соответствии с настоящим Положением.
3.4. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза назначается на должность и освобождается от должности Председателем Профсоюза.
Технический (главный технический) инспектор труда региональной (межрегиональной) организации Профсоюза назначается и освобождается от должности председателем региональной (межрегиональной) организации Профсоюза.
На должность технического (главного технического) инспектора труда назначается лицо, имеющее, как правило, высшее техническое образование и стаж работы в сфере образования не менее трех лет.
3.5. Главный технический инспектор труда Профсоюза является руководителем технической инспекции труда, главные технические инспекторы труда региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза являются руководителями технических инспекций труда соответствующих организаций Профсоюза.
3.6. Технический (главный технический) инспектор труда выполняет решения, принятые органами Профсоюза, и главного технического инспектора труда Профсоюза в пределах его компетенции.
3.7. Главный технический инспектор труда Профсоюза осуществляет следующие основные функции:
3.7.1. Обеспечивает руководство, координирует работу, определяет основные направления деятельности технической инспекции труда.
3.7.2. Принимает участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда.
3.7.3. Организует проведение проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с органами государственного контроля (надзора), принятие мер по устранению выявленных нарушений прав членов Профсоюза, профсоюзных организаций.
3.7.4. Организует обучение по охране труда (повышение квалификации) технических (главных технических) инспекторов труда в установленном законодательством порядке.
3.7.5. Организует подготовку информации и отчетов по форме 19‑ТИ (приложение 1) о результатах деятельности технической инспекции труда и представляет сводный аналитический материал для рассмотрения на заседаниях коллегиальных выборных органов Профсоюза, а также в ФНПР.
3.7.6. Изучает и анализирует практику работы технических (главных технических) инспекторов труда региональных организаций Профсоюза по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, вносит предложения о награждении почетными грамотами и другими знаками отличия Профсоюза, а также материальном поощрении за эффективную работу по защите прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда.
3.7.7. Организует подготовку и проведение совещаний технических (главных технических) инспекторов труда не реже одного раза в три года.
3.7.8. Организует и проводит с использованием средств массовой информации пропагандистскую работу по вопросам охраны труда и безопасности образовательного процесса.
3.7.9. Принимает участие в подборе кадров технической инспекции труда.
3.8. Внештатный технический инспектор труда утверждается постановлением президиума региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по представлению территориальных (местных) организаций Профсоюза, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного образования (далее - образовательные организации) и работает на общественных началах.
3.8.1. Внештатным техническим инспектором труда может быть лицо, имеющее высшее или среднее специальное (как правило, техническое) образование и стаж работы в сфере образования не менее трех лет, обладающее компетенциями для осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства об охране труда в образовательных организациях.
3.8.2. Гарантии деятельности внештатного технического инспектора труда, включая условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также времени краткосрочной профсоюзной учебы, устанавливаются в территориальных (местных) соглашениях и (или) в коллективных договорах образовательных организаций в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

4. Полномочия технической инспекции труда
Для достижения цели и решения поставленных задач технические (главные технические) инспекторы труда, внештатные технические инспекторы труда реализуют следующие полномочия:
4.1. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе созданием и функционированием системы управления охраной труда и системы профессиональными рисками, проведением специальной оценки условий труда.
4.2. Проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников сферы образования и науки.
При необходимости обращаются в территориальный орган Роструда или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное регулирование в области охраны труда, с заявлением о проведении государственной экспертизы качества специальной оценки условий труда или правильности предоставления гарантий и компенсаций.
4.3. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проводят анализ производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывают мероприятия по их предупреждению.
4.4. Принимают участие в обследовании состояния зданий и сооружений образовательных организаций на соответствие требованиям безопасности.
4.5. Принимают участие в разработке мероприятий, направленных на здоровьесбережение педагогических работников, и осуществлении контроля за их реализацией.
4.6. Получают информацию от работодателей (руководителей образовательных организаций) о состоянии условий и охраны труда, а также о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
4.7. Представляют интересы и осуществляют защиту прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, возмещение вреда, причиненного здоровью на производстве, а также по другим вопросам охраны труда в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.
4.8. Направляют работодателям (руководителям образовательных организаций) представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (приложение 2), обязательные для рассмотрения.
4.9. Обращаются в органы государственного контроля (надзора) с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (приложение 3).
4.10. Предъявляют работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников (приложение 4).
4.11. Осуществляют проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
4.12. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
4.13. Принимают участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, а также согласовывают их в установленном законодательством порядке.
4.14. Принимают участие в разработке федеральных, региональных и отраслевых программ по безопасности и охраны труда образовательных организаций, а также мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве.
4.15. Принимают участие в подготовке предложений к разделу «Охрана труда и здоровья» территориальных соглашений и коллективных договоров.
4.16. Взаимодействуют с органами прокуратуры, федеральной инспекции труда, другими органами государственного надзора и контроля, органами, осуществляющими управление в сфере образования и науки, при проведении совместных проверок состояния условий и охраны труда в образовательных организациях, а также по другим вопросам, связанным с защитой прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда.
4.17. Анализируют и обобщают опыт работы территориальных и первичных организаций Профсоюза, уполномоченных по охране труда по осуществлению контроля за состоянием охраны труда в образовательных организациях и учреждениях науки, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.18. Рассматривают обращения (предложения, заявления, жалобы) членов Профсоюза и профсоюзных организаций по вопросам охраны труда и здоровья, принимают меры по устранению нарушений требований безопасности.
4.19. Разрабатывают рекомендации, методические пособия, оказывают консультативную и информационно-методическую помощь членам Профсоюза и профсоюзным организациям по вопросам применения законодательства по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по вопросам организации отдыха и оздоровления работников образования.
4.20. Организуют краткосрочную профсоюзную учебу профсоюзного актива по вопросам охраны труда и здоровья.
4.21. Оказывают методическую и практическую помощь профсоюзным организациям, уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда, представителям профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда по проведению обследований образовательных организаций и учреждений науки по вопросам охраны труда и здоровья.
4.22. Изучают и распространяют практику работы по улучшению условий труда на рабочих местах, здоровьесбережению и профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также по обеспечению безопасности образовательного процесса, используя средства массовой информации.

PDF-версия: