В походе приняли участие 12 команд из московских образовательных учреждений. Каждая из групп делилась на подгруппы. За день каждая подгруппа должна была пройти свой маршрут. Помимо навыков ориентирования ребятам предстояло обнаружить на маршруте места с тайниками и важной информацией. На ночевках вся группа вос­со­единялась.
Путь группе предстоял неблизкий. За пять дней «железным людям», так прозвали себя участники похода, необходимо было пройти пятьдесят километров. Майские ночи еще прохладны, поэтому в составе туристической экипировки куртка, шапка, теплые носки и дождевик, чтобы укрыться от непогоды. Шнурки на ботинках, прикрывающих голеностоп, плотно затянуты, это поможет избежать травм во время долгого и трудного пути. Палатка, котелок, провизия и вода на неделю: за плечами первокурсника Михаила Ломоносова двадцать килограммов. Рюкзак руководителя похода - директора колледжа Дмитрия Выдрина - весит еще больше, у него с собой дополнительно два килограмма муки для всей группы. Но, как вспоминают ребята, это не мешало директору «взлетать» на гору первым.
Каждый день до захода солнца предстояло преодолеть не меньше десяти километров. Путь пролегал под палящим солнцем через поля, в гору, через многочисленные горные речушки, мимо пещер и водопадов.
Командиру группы Денису Воронову пришлось прокладывать маршрут по нехоженым тропинкам, пробираясь через лесную чащу. Тренинг по ориентированию на местности ребята прошли еще в Москве. Однако теперь, в походных условиях, индивидуальная ответственность за маршрут и навигацию лежала на каждом. Неверный расчет и отклонение на пару градусов могли стоить команде несколько лишних километров пути. Директор Дмитрий Владимирович старался в процесс не вмешиваться, ребята сами должны принять решение и взять на себя за него ответственность. Вечером на общей «свечке» обсуждали работу каждого командира группы.
У ребят, собравшихся у вечернего костра, было немного времени, чтобы поделиться впечатлениями, выбрать нового командира, распределить обязанности. А на «свечке» с директором можно было поговорить по душам, услышать ободряющие слова поддержки и объективную критику.
Дмитрий Владимирович с удовольствием делился управленческим опытом, рассказывал о теории лидерства и развенчивал все мифы о работе директора. В этом, собственно, и заключалась главная цель организаторов проекта. Как организовать себя и своих подчиненных, замотивировать их и правильно поставить перед ними задачи, как разработать критерии для оценки их выполнения - ребята не могли себе и представить, как сложна руководящая позиция. Мальчишки в один голос отмечали, как мало у их директора свободного времени: «Он даже в походе работал!»
Время, проведенное у костра, стало самым приятным воспоминанием новоиспеченных туристов. Существенное место в этих воспоминаниях занимают полевая кухня и шедевры походной кулинарии.
- Итальянская паста не идет ни в какое сравнение с его макарошками, - смеется Михаил и указывает на своего товарища Александра Ковальчука. - Мы решили сходить посмотреть водопады и оставили двоих дежурных, чтобы они приготовили поесть. И вот мы уже в пути, сигнализируем, чтобы Саша ставил макарошки. Мы приходим, а он закинул вариться только одну пачку. А нас одиннадцать человек! Естественно, нам бы не хватило. Он докинул оставшиеся. И к началу ужина какие-то сварились, а какие-то - еще нет. Но это полбеды: котелок от пригоревших макарон он потом отмывал 40 минут! Камнями, песком и водой!
Почти никто из мальчиков до этого не умел готовить. Выручала их инструктор Анастасия. Ее походные «заготовочки» мальчишки вспоминают с теплом, особенно приготовленные на костре плетеночки с корицей. Тут-то и пригодилась мука из запасов Дмитрия Владимировича.
- Однажды гайдаровцы принесли нам котелок гречки с рыбой! Эта комбинация вызвала у нас недоумение. Но оказалось очень вкусно, - рассказывает Сергей Климков, и все ребята подхватывают, вспоминая необычный подарок.
Приходилось помогать и другим командам. Делились провизией и водой. Помогали друг другу собирать мусор и приглядывать за лагерем. Помощь девочкам из других школ, отважившимся пойти в поход, скорее была приятным времяпрепровождением, чем дополнительной нагрузкой. Тем более для команды колледжа, которая состояла из одиннадцати, включая директора, крепких и сильных мужчин.
У каждого из ребят на запястьях до сих пор повязаны цветные веревочные браслеты. Они объясняют, что это после «обнимашек»:
- Это было мероприятие такое. У нас у каждого на руке остались повязки. Если тебе был симпатичен, интересен человек, ты мог подойти к нему и повязать веревочку, а пока повязывал ее, говорил человеку приятные слова и пожелания. Каждый из нас раздал как минимум 20 повязочек. Особенно приятно было дарить повязочки девочкам. Они растрогались и начали плакать.
Теперь, вспоминая походный опыт, ребята сами определяют свой стиль лидерства и руководства как демократический. Равноправие и взаимовыручка, царившие в походе, нивелировали неприятные ощущения от подчинения сверстнику и одногруппнику.
- Все понимали: если ты не слышишь командира, кто-то будет игнорировать и тебя как командира. Тем более если ты не выполнишь поставленную задачу - не разобьешь лагерь, не поставишь палатку, не разведешь костер, - ты подведешь и себя, и остальных, оставив их без еды и крова в лесу, - поясняет позицию большинства Денис Воронов.
- А бывали случаи, когда палатку ставили на муравейнике. И ночью чувствуешь, как по тебе муравьишки бегают. Выглядываешь из-под одеяла и видишь, как муравьиная толпа к тебе в палатку ползет, - вспоминают ребята хором. - Спать в палатке впятером было очень весело и шумно. Иногда мы получали в наряд пятьдесят приседаний за нарушение тихого часа.
- Но все это не самые страшные потери. А вот когда ты в темноте идешь к реке мыть свою миску… И все хорошо, пока ты держишь ложку. Но чуть отвлекся, и она уплыла! Потом приходится есть галетой! - с задором делится печальным опытом Михаил.
Хотя сложности наших студентов не пугают, в первый день им пришлось нелегко. Ребята вспоминают, как столкнулись с таким количеством трудностей и лишений, что даже начали жалеть о своем решении принять участие в походе. Но в конце, когда все оказалось позади, каждый из них пришел к выводу о том, что все это было не напрасно, интересно и даже приятно.
- Мы быстро сдружились. Как-то пытались помочь друг другу. И когда у тебя что-то не получалось, никто не злился. Все шутили и старались помочь. Самым тяжелым оказалось брать на себя ответственность, когда ты не знаешь, что тебя ждет в дальнейшем. Но именно это и определяет, лидер ты или нет, - заключает Сергей Климков.
- Для меня основная цель похода - научить ребят помогать друг другу, - говорит директор колледжа и руководитель похода Дмитрий Выдрин. - Показать им на личном примере, что трудности - это всего лишь задача, которую лучше решать сообща. Если это произойдет, впоследствии они останутся друзьями на всю жизнь. Проект ставит передо мной как перед руководителем две непростые, но важные задачи - воспитать из ребят лидеров и научить их работать в команде. И то и другое непросто. Но ведь трудности сплачивают.
Это приключение стало для ребят свое­образной школой жизни. Из похода они вернулись уже немного другими людьми. У каждого из них было время подумать над своими целями и жизненными ценностями, разглядеть в товарищах по команде единомышленников. Ребята вспомнили песню, которую сочинили вместе с директором Дмитрием Владимировичем: «Отправлялись мы целою командой, а вернулись дружною семьей». Участники похода продолжают общаться и встречаться и выразили желание снова собраться в увлекательное путешествие.

Юлия СЕМЕНОВА,
пресс-секретарь Колледжа железнодорожного и городского транспорта