Идея создания музея принадлежала Юрию Юдилевичу - кинооператору-документалисту, режиссеру, профессиональному фотографу, преподавателю фотомастерства в нашей школе. По мнению Юрия Моисеевича, музей, где посредством кино- и фотоматериалов можно проследить историю Великой Отечественной войны и тех, кто ее запечатлел, является составной частью учебного процесса, воспитывая у подрастающего поколения чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Название музея и его тематика не случайны. Одна из наших профильных дисциплин - «Основы видеосъемок и фотомастерство». Фотография и операторская работа - это такие же предметы творчества, как живопись или скульптура. Только фотография, живопись и скульптура статичны, а в кино мы можем проследить всю динамику процессов в движении.
Фронтовые кинооператоры были бойцами невидимого фронта. Снимая уникальную хронику, они всегда оставались за кадром, поэтому их лица и биографии редко известны широкому кругу зрителей, а современное подрастающее поколение часто вообще ничего не знает об этих людях... От них требовались особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимать зачастую приходилось в самых «горячих» местах: во время наступлений, на военных плацдармах, в партизанских отрядах. Они находились на передовой вместе с солдатами, воюя с ними наравне. Точка съемки, ракурс и прочие моменты, связанные с решением кадра, выбирались на ходу.
Главным инструментом военных летописцев стала камера «Аймо», которая тоже представлена в школьном музее. Заводилась она вручную. Приходилось делать частую перезарядку в боевых условиях, например, заснять полет бомбы и ее взрыв на земле на одну кассету не всегда удавалось. Кассета вмещала всего тридцать метров - одну минуту экранного зрелища. Из таких тридцатиметровых кусков пленки и сложились три с половиной миллиона метров военной кинолетописи.
«Кинолетопись войны - не исчерпанная и по сей день сокровищница исторических материалов, это более трех с половиной миллионов метров отснятой пленки, 400 «Союзкиножурналов», 65 выпусков «Новостей дня», 24 событийных спецвыпуска, 67 короткометражных документальных фильмов и 34 полнометражных. 252 кинооператора 1418 суток снимали войну. Погиб каждый пятый, ранен или контужен каждый второй» - это сухие цифры статистики, которые можно прочитать на одном из музейных стендов...
Благодаря самоотверженному труду фронтовых кинооператоров в 1943 году в свет вышел советский документальный фильм о Сталинградской битве. Туда вошли киносъемки, произведенные пятнадцатью операторами за шесть месяцев. Они дают полную картину событий битвы за Сталинград. В этом фильме впервые показаны залпы «катюши», будни защитников города и многое другое. Фильм уникален, так как по нему можно проследить весь ход битвы от начала до конца, что еще раз подчеркивает важность вклада фронтовых кинооператоров в историческое наследие.
В XXI веке возросла роль музеев как хранителей культурного наследия и национального достояния. Наш музей «Памяти фронтовых кинооператоров» позволяет протянуть историческую нить между летописцами предыдущего века и современным подрастающим поколением. Ведь очень важно знать свои корни и историю своей страны, в частности ее героев. Музейная экспозиция сформирована так, что посетитель, проходя от экспоната к экспонату, может проследить всю судьбу фронтового корреспондента.
Недавно ушел из жизни последний из них - Борис Александрович Соколов, ветеран, оператор советского документального кино, член Союза журналистов России… Его называли оператором Победы: он участвовал в съемках подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, а также Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.
Борис Соколов родился 13 февраля 1920 года. В 1941 году он окончил операторский факультет нынешнего Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК). Как только началась война, Борис и его однокурсники надеялись, что их сразу же отправят кинооператорами на передовую, но этого не случилось. На все просьбы Соколова отправить его на фронт ему отвечали: «Пока не представляется возможным». Такая возможность представилась только в 1944 году…
Он на всю жизнь запомнил первую фронтовую киносъемку.
- Мы снимали форсирование Вислы, атаки на город Радом, который стоял на стыке 1‑го Белорусского и 1‑го Украинского фронтов. Зима, январь, холод - таким было мое первое боевое крещение. Снимали в основном стрельбу, обстрелы, атаку танками и «катюшами», в город мы вошли вместе с передовыми частями, - рассказывал школьникам Борис Александрович.
Соколовым было снято большое количество сюжетов о военных буднях, часто с риском для жизни… Фрагменты этой военной кинохроники вошли в документальные фильмы «Знамя Победы над Берлином водружено», «Берлин», «Разгром Японии» и многие другие. Признание, звания и многочисленные награды найдут нашего героя потом - в послевоенное время… Борис Александрович работал на Центральной студии документальных фильмов, на Литовской киностудии, на «Мосфильме».
Этого молчаливого человека мы, учащиеся, и весь педагогический коллектив школы №1799 знали очень хорошо. Борис Александрович часто бывал в гостях в школьном музее, рассказывал ребятам о своей сложной, но такой интересной профессии. Каждый его приход был настоящим праздником для нас, надолго оставались в детской памяти его рассказы о тех страшных военных днях…
Историческое сознание - способность ощутить себя в потоке времени, осознать изменчивость человеческих идеалов с позиций как настоящего, так и прошлого, научиться смотреть на предмет не только глазами нашего современника, но и глазами человека прошлого. Для творчески активного человека важно видеть предмет не только своими глазами, но и глазами другого. И именно эту идею воплощает в себе пока единственный в России школьный музей, посвященный памяти фронтовых кинооператоров.

Анна ВОЛКОВА,
выпускница школы №1799, студентка факультета журналистики МГУ