В тридцатые годы для юной артистки открываются двери Большого театра. Она, только что выпорхнувшая из танцевального класса Московского хореографического училища, покоряет вершину, многим неподвластную. Но вот настают роковые сороковые… Начинается Великая Отечественная война.
Юная Оля Лепешинская идет в комитет комсомола, требует, чтобы ее отправили «на войну». Однако принимающий ее полковник уверяет, что необходимо получить хотя бы минимальное образование медицинской сестры. Лепешинская соглашается. Ее направляют в челюстной отдел, где она через несколько минут падает в обморок...
Она дежурила на крыше во время налетов вражеской авиации, провожала уезжавших на фронт солдат и офицеров. Однажды во время таких проводов она выступала, призывая бойцов крепче бить врага, как вдруг кто-то из слушателей крикнул: «Товарищ Лепешинская, ты лучше станцуй». Она попросила присутствовавших образовать круг и стала танцевать. «Появилась гармонь, пошла лезгинка, казачок, русская… столько, сколько в этот раз плясала, ни в одном балете я не могла танцевать!» - вспоминала Ольга.
Она поняла, что в этих самых людях сконцентрировалась вся жизнь, в них бьется самое живое сердце, течет самая горячая кровь, живет самый здоровый, сильный дух. И отныне поддерживать в них эту силу будут она и ее танец.
Первое выступление балерины вместе с другими артистами состоялось в сентябре 1941 года перед бойцами и командирами 100‑й стрелковой дивизии, которая впоследствии стала гвардейской. Концерт прошел в разрушенной церкви. Артисты выступали с упоением. У всех было особенное состояние. Когда выступавшие видели этих удивительных людей, которые защищали Родину, их жизнь и свободу, хотелось петь и танцевать только для них.
«До самого последнего дня войны мы были действующей армией», - еще одна цитата балерины. Лепешинская очень много выступала в госпиталях. В одной палате обычно лежало около десяти раненых. Открывались двери, вносили еще зрителей. И так раз до шести подряд… Набирался целый «зал»: кто мог стоять, стоял, остальные сидели и лежали. Как правило, один и тот же танец Ольге приходилось несколько раз исполнять на бис.
Восхищения, аплодисментов хватало. Их, больных и раненых пациентов, от зажигательного танца переполняли эмоции, хотелось поскорее освободиться от оков немощи и смерти, вернуться на фронт и с новыми силами вступить в борьбу с врагом.
Так молодые деятели искусств своим творчеством служили делу Победы. Пламенными речами, живым танцем, безграничной любовью они окропляли душевные раны солдат. Казалось бы, как далеко мелкими шажочками в балетных туфельках идти до Великого Дня! Но зная, для кого ты живешь и чьи шрамы ты в силах излечить, ты не шагаешь, ты летишь, пусть даже в балетном платьице и танцевальных туфельках…
В это верила Ольга Васильевна Лепешинская. Уже в XXI веке, сидя в Кремлевском дворце с четырнадцатью орденами на груди, она получила из рук российского президента свою последнюю награду - орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Анна ТУРБАНОВА,
ученица 10‑го «В» класса школы №1799