Школа №1500 была открыта к 200‑летию со дня рождения А.С.Пушкина по инициативе академика Д.С.Лихачева и Московской городской Думы. Скоро двадцать лет, как Дмитрия Сергеевича нет с нами, но его идея возрождения традиций Царскосельского лицея по-прежнему живет в этих стенах.
У многих людей словосочетание «Пушкинская школа» вызывает ассоциации с поэзией. Однако в том самом Царскосельском лицее, выпускником которого был Александр Сергеевич Пушкин, готовили отнюдь не только художников слова, а главным образом чиновников и дипломатов. Следуя именно этой традиции, в нашей школе, особенно в первые годы ее существования, преобладали социально-экономические дисциплины, такие как география, обществознание и экономика.
В стенах школы проходят ежегодные Лихачевские чтения в форме научно-просветительских конференций, в которых принимают участие педагоги, школьники и их родители, представители вузов, деятели науки и культуры, а также люди, лично знавшие Дмитрия Лихачева, его ученики и последователи. Ежегодно на конференциях поднимаются вопросы творческого наследия Пушкина, и каждый раз мы открываем для себя поэта с новой стороны.
Пушкин «сопровождает» наших учащихся с самых ранних лет. Поэт встречает нас при входе в школу, глядя с росписи на стене напротив лестницы. Присутствие великого творца чувствуется повсюду, где бы вы ни оказались: в коридорах, где висят стенды, рассказывающие об этапах его жизни, в учительской, в классных комнатах, на концертах в актовом зале… «Друзья мои, прекрасен наш союз», - гласит надпись на барельефе. И это не просто слова.
Для дошкольных групп организован уголок поэта, где проводятся экскурсии и конкурсы чтецов. Ежегодной традицией дошкольников стал квест, посвященный героям любимых пушкинских сказок, который проводится в день рождения поэта. Ребята погружаются в мир сказочных героев, ближе знакомятся с любимыми персонажами.
Начальная школа в День лицеиста, 19 октября, проводит конкурс чтецов по творчеству Пушкина. В преддверии дня рождения Александра Сергеевича готовится литературно-музыкальная композиция «Наш Пушкин жив».
Но это еще не все. «Пушкинское воспитание» - это и активное сотрудничество по нескольким направлениям с Государственным институтом русского языка им. Пушкина, и читательские конференции, и уроки в музее, участие в проектной и исследовательской деятельности школы, в школьном конкурсе сочинений и проекте «Читаем музыку», экскурсии по пушкинским местам, театральные постановки, выпуск радиогазеты ко дню памяти поэта и ко дню его рождения…
Так, совсем недавно в рамках программы дополнительного образования Институт русского языка подготовил для ребят из 5‑го «А» серию мастер-классов. В рамках этой программы ученики ознакомились с вузом и его преподавательским составом, работали в группах, посетили выставку, посвященную И.С.Тургеневу. Также пятиклассники попробовали себя в роли журналистов, фотокорреспондентов, корректоров и издателей. Они прошли весь путь создания печатного издания, а итогом этой сплоченной работы стал выпуск собственной газеты.
На праздниках в честь Пушкина звучат и стихи великого поэта в прочтении школьников и учителей, и собственные стихи наших учеников… На уроках риторики (сейчас этот предмет входит в систему дополнительного образования) рассматривается система обучения написанию текстов в различных жанрах и стилях, созданная Н.Ф.Кошанским, которой обучали Пушкина в лицее. Как не упомянуть и о мастер-классах учителей-словесников, о тесном сотрудничестве с коллегами из пушкинских школ различных российских регионов, а также ближнего и дальнего зарубежья! Так, прошедший учебный год начался с цикла открытых уроков наших педагогов-словесников для коллег из пушкинских школ. Темы этих встреч были самыми разнообразными, но все они так или иначе посвящались Пушкину.
Учителя вместе с учениками средних и старших классов размышляли о том, как воздействует творчество поэта на молодежь. Может ли быть что-то общее у современной молодежи с Пушкиным? И можно ли сравнивать поэтическое благородство, чувство свободы, деликатность, чувство меры и вкуса Пушкина-творца и наших юных современников?
Внимание к пушкинскому слову - это сопряженность чувств поэта и современного школьника, осмысление идей, которыми делится Пушкин с нами, живущими на два столетия позже. И порой кажется, что те или иные строки написаны именно про нас, про «племя младое, незнакомое»!

Наталья НОСОВА,
заместитель директора школы №1500;
Лариса ФЕЙМАН,
учитель русского языка и литературы школы №1500