Программа чтений, прошедших в этом году в стенах нашей школы №354 имени Д.М.Карбышева, состояла из секций: «Естествознание и медицина», «Коды культуры», «Гуманитарный потенциал развития», «Человек», «Технический дизайн и информационные технологии», «Физика и математика», «Человек» и «Дошкольный креатив и школьные почемучки». Последняя секция объединила дошколят и учащихся начальной школы - это было сделано нами сознательно, как адаптивная мера в отношении дошкольников, которым пришлось работать в одной секции со школьниками. И родители дошколят, и сами дети могли увидеть свою перспективу: вот какими они станут через год.
Темы докладов подтверждают, что детям интересны окружающий мир и жизнь человека в нем: «Поиск благоприятной среды для развития и размножения кефирного гриба в домашних условиях», «Существуют ли безопасные для человека пищевые красители», «Елочные игрушки», «История мяча».
Доклады секции «Человек» освещали различные стороны человека как субъекта - его психику, эмоции, здоровье, интересы, условия жизни, бытовую среду. Очень сильной оказалась познавательная тенденция, стремление преодолеть неблагополучные явления. Вот названия некоторых тем: «Буллинг как социальное явление», «Фильмы ужасов, или Феномен страха в современной культуре», «Развитие суперспособностей - это просто».
Десятиклассница Элина Чекмазова подготовила доклад на тему «Проблемы российской экономики в условиях цифровизации: аксиологический подход»:
- Мне всегда интересны темы, связанные с человеком, философией, с историей жизни людей, - говорит она. - Хотя люди живут и мыслят по-разному, но общество добивается каких-то значительных результатов, сохраняя свои ценности.
Интересные доклады были представлены и в других секциях. Например, в секции «Коды культуры» встречались такие темы, как «Идеал красоты в разные эпохи», «Музыка в жизни человека», «Граффити в мегаполисе. За или против?». Здесь отчетливо просматривается желание детей разобраться в жизненных ценностях, их неравнодушное отношение к окружающей действительности.
Доклады секции «Гуманитарный потенциал развития» продемонстрировали, что школьников интересует связь исторического, эстетического и социального аспектов. Об этом свидетельствовали следующие темы: «Планета толерантности», «Культура России: XVIII век», «Героические страницы Сталинградской битвы», «Мой герой в строю Бессмертного полка».
Секция «Естествознание и медицина» объединила доклады, в которых освещалась преимущественно прикладная сторона естественно-научного знания, значимая в повседневной практике, например «Несладкая болезнь: жизнь с диабетом», «Самая распространенная болезнь - ОРВИ», «Спать или не спать: вот в чем вопрос».
Секция «Технический дизайн и информационные технологии» выявила не только разнообразие творческих интересов школьников, но и тот факт, что работа над проектом может объединять учащихся разных возрастов - от начальной до средней школы. Вот примеры докладов: «Робот ALBot - мобильная роботизированная платформа для работ в сельском хозяйстве», «Проектная работа по созданию собственного сайта на профессиональном уровне», «Автономная система информирования для учителей».
Доклады секции «Физика и математика» порой открывают неожиданные стороны в знакомых вещах: «Формирование оптического изображения объекта без объектива. Возможно ли это?», «Фруктово-овощные батарейки - альтернативный источник питания», «Геометрия Вселенной».
Нередко, характеризуя современных школьников, мы говорим, что их, кроме гаджетов, ничего не интересует, а потом обнаруживаем, что их интересы очень близко соприкасаются с нашими - могут носить научный характер; дети стремятся исследовать проблемы самостоятельно, без помощи взрослых, могут высказывать зрелые и оригинальные суждения по очень серьезным и сложным вопросам. Все это приводит к переоценке ценностей нами, взрослыми. Значит, и мы тоже меняемся.

Людмила ПЕРМИНОВА,
доктор педагогических наук, профессор Московского государственного областного университета;
Екатерина АНОСОВА,
педагог школы №354