Чему же мы обязаны своим успехом? Любое дело начинается с чьего-то решения. Четыре года назад Татьяна Константиновна Родионова, директор школы №354 имени Д.М.Карбышева, предложила мне, профессионалу вовсе не в области педагогики, а в сфере документального кино и телевидения, попробовать поработать с детьми. Как вы понимаете, есть четкие требования и стандарты, которые должен знать и соблюдать каждый педагог. А я на тот момент знала, как снять фестивальное кино, как создать для эфира цикл телевизионных программ, но не знала, как написать программу своих занятий. И в этом мне помогли сотрудники Дворца творчества «На Стопани». Его директор Ирина Григорьевна Егорова, старший методист Елизавета Алексеевна Чуева, методист Елена Викторовна Новикова терпеливо вводили меня в курс дела, интуитивно веря, что все у нас может получиться, и причем с хорошим результатом.
А дальше я пришла к детям. Хотя школа выделила помещение для занятий, но, чтобы туда попасть, надо переходить две улицы с автомобильным движением. Поэтому там мы занимаемся только со старшеклассниками. А малыши ждут меня после уроков у себя в классе.
Вторая очень важная составляющая - роль учителя, классного руководителя. В нашем случае идею «Киношки» поняли и поддержали школьные педагоги Елена Павловна Абнизова, Ирина Геннадьевна Громовик, Елена Александровна Антонова. Если находится такой учитель, который понимает, что наши занятия могут быть полезными для детей, то гораздо легче решается вопрос о посещении кружка. Поделюсь опытом. Один папа, преуспевающий бизнесмен, говорил жестко и однозначно: «Математика и бокс! Никакой «Киношки»!» Но сын хотел туда. А потом, когда Федор показал свой первый фильм, все ахнули от восторга! И это не преувеличение. Взрослые люди никак не могли понять, как этот мальчик может настолько свободно и естественно держаться в кадре, да еще так увлекать всех своим рассказом. Сейчас Федор учится в пятом классе, и в семье как один из вариантов его будущего рассматривается поступление во ВГИК.
Но самое главное - это, конечно, дети. Надо честно признать, что престижные московские киношколы - это элитное дополнительное образование. Они, как правило, дорогостоящие, рассчитаны на старший возраст и имеют довольно жесткий график занятий. Наши же ребята с первого класса оказываются в киношной атмосфере, которая включает в себя и все возможности дополнительного образования: раскрытие потенциала, ориентация на интерес ребенка, свободная форма без оценок, и, что мне особенно нравится, дети имеют возможность общаться с ребятами, которые старше их по возрасту. У нас есть режиссеры из 5‑х и 7‑х классов и даже старшеклассники, которые приходят к нам на занятия и набирают из малышей актерскую команду. А дальше начинается творчество. Как же вдохновенно, увлеченно и при этом профессионально грамотно выстраивается работа на съемочной площадке! Операторская группа выбирает места съемок, ракурсы и стоит за камерой. Режиссер объясняет актерам задачу. Сценарий и раскадровки берутся во внимание только как отправные точки, а дальше импровизация. И вот звучит команда «Мотор! Начали». Был случай, когда режиссер Тая на съемках своего первого самостоятельного фильма не дала команды начать, а только кивнула головой. Актеры в недоумении смотрели, как она их «подстегивала» к действию активной жестикуляцией из-за камеры. Тая чуть не расплакалась, считая, что «все очень плохо». Но второй дубль исправил ситуацию.
Что же снимают наши дети? Конечно, как и большинство школьных видеостудий, мы начинали с телевизионных форматов. Телесюжеты, репортажи, интервью… Недостатка в информационных поводах не было: постоянно происходят какие-то события и мероприятия в школе и в городе. К тому же МособрТВ предоставило нам прекрасную возможность - показывать сюжеты наших детей в своем эфире. Рубрика «Пришел, увидел, снял» - это эфирное окно для школьных телестудий. Или, например, поздравления детей и учителей к праздникам…
Надо отметить, что дети с готовностью откликаются на любые предложения МособрТВ. Ролик, который прошлым летом ребята сняли для конкурса «Москва, я люблю тебя», вошел в золотой фонд «Киношки». Наша ведущая, девятиклассница Анна, стала победительницей этого конкурса.
В этом году дети из «Киношки» удивили руководителя своим творческим выбором. Они как-то легко и просто перешли от телевизионного формата к кино. Едва ли не каждую неделю после уроков кабинеты и коридоры школы превращаются в съемочные павильоны. Здесь не нужны декорации. Дети снимают кино о школьной жизни в школьных интерьерах. А каждый кинематографист знает, что «родной» интерьер всегда смотрится выигрышнее.
Какие же жанры и темы выбирают дети? Как сказала наша режиссер, пятиклассница Леночка, «конечно, сначала все хотят снимать ужастики». Лена сняла с третьеклассниками «ужастик» - во всяком случае, в начале работы все просили ее именно об этом. Но незаметно, терпеливо и красиво она перешла к школьной теме, и получилась веселая и очень легкая история в стиле «Ералаша». «Кошмары учителя» - фильм, получивший массу зрительских лайков.
Интересно наблюдать, как дети, которые сначала робко стоят в стороне или послушно внимают режиссерам, которые старше их всего на 2‑3 года, через какое-то время сами взрываются творческой энергией. И получается у них это так здорово, так профессионально, что преподавателю остается лишь мягко направлять творческий процесс в нужное русло.
Оператор Миша из третьего класса очень любит оставлять камеру включенной на рабочих моментах. Ему все дружно кричат: «Что ты снимаешь? Только аккумуляторы сажаешь!» Зато потом сколько радости, когда после конечных титров идут кадры «Как мы это снимали»! Это может показаться просто забавным, но на самом деле талант кинематографиста в том и заключается - уметь увидеть, снять и удивить других. У Миши этот талант есть.
Наши дети живут в потоке визуальных образов. И при этом некоторые из них поражают тем, что интуитивно, в силу своих особенностей, а точнее в силу своего таланта, оперируют точными кинематографическими приемами. А ведь этому специально обучают во ВГИКе! Еще пример: мальчик во втором классе впервые взял в руки видеокамеру и начал снимать игру одноклассников в шахматы. Они вдвоем и стол не входили в кадр. И тогда он снял это по принципу «эффекта Кулешова», ничего о нем, естественно, не зная. Что тут скажешь?
Конечно, не все дети отличаются «киношным» взглядом на мир, но таких детей видно сразу и именно в процессе занятий. До этого они могут носиться как угорелые или не отрываться от своих смартфонов. Но стоит им оказаться за камерой или за компьютером в момент монтажа, происходит чудесное преображение. Они становятся сосредоточенными, вдумчивыми и вдруг вспыхивают творческой радостью. Наверное, это момент рождения кинематографиста. Но если говорить серьезно, то, я уверена, этим детям очень повезло. Повезло оттого, что взрослые, их учителя и родители, подарили им возможность игры в «Киношку».
А еще всем нам повезло, что в Москве есть такие педагоги, которые берут на себя проведение конкурсов детских фильмов. Московский открытый фестиваль детско-юношеского литературного и киновидеотворчества CinemOn уже третий год становится ярким и запоминающимся праздником. Наши ребята завоевали награды на Московском городском конкурсе мультимедиа «Мы - москвичи», на Московском открытом фестивале экранного творчества «Московский кораблик мечты» в День защиты детей.
Известный режиссер Стивен Спилберг начал снимать свои фильмы еще в школьные годы, как только ему в руки дали кинокамеру. И биографы, кстати, не сбрасывают со счетов профессиональной карьеры его первые работы. Когда современные мальчики и девочки берут в руки видеокамеру вместо других гаджетов, может быть, и для них начинается путь в большое кино.

Марина МАЛАХОВА,
педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи «На Стопани», режиссер документального кино, тележурналист