Георгий Бондарь увлекается робототехникой с 9 лет. А системы, способные изменить жизнь людей к лучшему, создает последние три года. Одна из них - это робот-аграрий Siberian tiger.
Началось все с темы, объявленной Международным олимпийским комитетом по робототехнике. Участники кружка информатики во главе с учителем Татьяной Петровной Богачевой решили исследовать проблемы сельского хозяйства, ознакомиться с новациями в этой области, такими как возможность использования роботов и IT-технологий.
Для создания робота потребовался год работы. Это техническое устройство способно перемещаться по полю, следуя координатам, передаваемым с квадрокоптера, и составлять детальные изображения растений, может проводить мониторинг состояния почвы, следить за развитием сельскохозяйственных культур, определять их болезни на ранних стадиях.
Сам призер олимпиады признается, что работа над проектом шла нелегко. Пришлось пополнить знания в области ботаники, освоить процесс создания и обучения нейросетей для изготовления рабочей модели. Все детали робота были смоделированы и распечатаны на 3D-принтере. По словам Георгия, так можно наладить и массовое производство. А еще нужно разработать корпус модели, что схоже с процессом производства автомобиля, где важно все - и форма, и содержание.
Олимпиада по технологии очень сложна и требует множества сил и умений. Она проводится по трем различным видам деятельности: тестам, практике и защите проекта.
Для защиты своего детища Георгию Бондарю пришлось сделать специальную инженерную книгу, составленную из 50 страниц, произвести экологические и экономические расчеты, создать рекламу.
- Я очень люблю роботов и считаю, что они должны быть красивыми, - говорит Георгий. - Каждая деталь разработана мною с любовью. Робот получает энергию, тело, разум. Для меня он живое существо. Проект перспективен. Роботы помогут человеку облегчить, упростить процесс жизни. Сменится поколение, многие профессии утратят свою востребованность. Но это приведет к прогрессу. Когда я узнал, что стал призером Всероссийской олимпиады школьников, у меня не было эйфории. Было желание стать победителем. Главное - заниматься любимым делом, развиваться творчески, ведь робототехника не просто конструктор, соединение составных частей. Это целая философия, которая меня очень занимает.
Узнав о победе своего ученика, Татьяна Богачева, конечно же, обрадовалась за Георгия.
- Он много готовился и работал, это хороший результат и заслуженная победа, - считает она. - А еще я испытала гордость за педагогов нашей школы, за всех учителей, вложивших знания в этого ученика. Ведь за каждым дипломом, завоеванным на олимпиадах, стоит успех не только конкретного учащегося, но и огромная кропотливая работа школьного педагогического коллектива. Победа Георгия Бондаря - это наше общее достижение.

Алевтина КОНОВАЛОВА,
педагог школы №354