Думаем, что победа учащихся нашей школы не случайна, а закономерна. И произошло это благодаря интеграции в образовательный ландшафт Москвы с ее ресурсами, что дало нам возможность участия во многих городских проектах. В их числе Московская электронная школа, «Взаимообучение московских школ», «Профессиональное мастерство», всероссийские и московские олимпиады школьников.
Участие в проекте «Город образования», в рамках которого происходит обмен передовым опытом с коллегами и демонстрируются новинки в образовательной сфере, становится точкой отсчета новых идей и планов. Системность работы в подготовке учащихся к олимпиадам и проектной деятельности обеспечивается синхронной работой учителей-предметников, классных руководителей, школьного психолога, социального педагога. Это позволяет школе не только участвовать в разнообразных городских интеллектуальных мероприятиях, но и побеждать. Так, в 2018‑2019 учебном году наши ученики 192 раза участвовали в различных конкурсах, турнирах, олимпиадах городского и всероссийского уровней.
Вместе с тем общеизвестная истина о важности не только количества, но и качества является своеобразной планкой для задач, которые ставятся перед учениками и их наставниками. Ребята применяют систему семи навыков высокоэффективных людей Стивена Кови, с которыми знакомятся в рамках программы по лидерству. В частности, быть проактивным, начиная представлять конечную цель, сначала делать то, что требуется в первую очередь, а работая в проектной группе, думать в духе: «Выиграл я - выиграли мы».
Такой настрой наряду с грамотным сопровождением позволяет ученикам наращивать качество исследовательской работы на каждом из ее этапов: в ходе выдвижения гипотезы, проведения опросов для подтверждения актуальности темы, апробации идеи в кругу одноклассников. Результатом такого подхода стало значительное увеличение призовых мест на престижных конкурсах. Так, в текущем учебном году на межрайонном этапе Московского городского конкурса проектов и исследовательских работ приняли участие 10% от общего количества учащихся школы. 84% проектов от общего количества представленных на конкурсе работ (а их было 26) стали призерами и победителями.
Закономерность успехов наших ребят показывают и результаты других конкурсов, таких как Международный конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей, «Россия - мое Отечество», Международная научно-практическая конференция «Искатель», конкурс «Я - исследователь», конкурс проектов школьников Российского университета дружбы народов.
Все конкурсные победы - это результат планомерной и системной работы школьной команды, участниками которой являются и педагоги, и ученики. Активно участвуют в этом и родители, которые не только проявляют живой интерес к проектной деятельности своих детей, но и поддерживают их, помогают практическими советами, выполняют роль зрителей и ассистентов при защите проектов.
Подготовка к конкурсным мероприятиям начинается перед летними каникулами. Ребята выбирают тему будущей работы, думают о том, как ее реализовать, а главное - какую пользу она может принести. Известный нашим учащимся с начальных классов принцип «тикун олам» - реализация действий, направленных на исправление и усовершенствование мира, - является ведущим при определении проектных задач. В результате темами проектов становятся, например, исследование роли плохо изученных онкогенов и антионкогенов в образовании опухолей методами биоинформатики или разработка приложения-симулятора виртуальной реальности в медицинских целях. Такие исследования требуют тщательного обдумывания и планирования.
В начале октября ребята защищают темы своих проектов, выслушивают мнение авторитетного жюри и стараются правильно определить цели, задачи и план работы над проектом. В январе проходит защита проектов на школьном этапе конкурса. Ученики, ставшие призерами и победителями, готовятся к выступлению на различных конкурсах городского, всероссийского и международного уровней.
Большим событием для всех становится День науки, который традиционно проводится в мае. В этот день авторы проектов демонстрируют свои работы перед остальными учащимися школы. Те, двигаясь от станции к станции по ярмарке проектов, следуя маршрутному листу, слушают авторов, задают им вопросы. Кульминацией становится общешкольная научно-практическая конференция, на которой каждый участник получает долгожданный экземпляр сборника «Наши возможности - наши победы!», где опубликована информация и о его проекте.

Юлия ЯСИНСКАЯ, директор школы №1621;
Алексей ХИДИРОВ, координатор по проектно-исследовательской работе и профильному обучению