Безусловно, проектная деятельность учащихся в основном базируется на использовании оборудования и возможностей самого медицинского класса, однако в 2018 году ряд учеников приняли участие в исследованиях, находящихся на передовом крае биологической науки.
Открытие возможности искусственного синтеза цепочек ДНК позволило ученым получить в свои руки мощнейший инструмент исследования генома не только человека, но и животных, растений, микроорганизмов. Это привело к широкому внедрению данного метода в разные области биологии и медицины. Не осталась в стороне и онкология - использование разных модификаций полимеразной цепной реакции позволяет на современном этапе создавать сверхчувствительные тест-системы ранней диагностики того или иного вида новообразований. С помощью сотрудников лаборатории прототипирования и испытаний биотехнологических разработок учащиеся 8‑11‑х классов приняли участие в разработке и исследовании новых тест-систем в онкологии на базе биофака МГУ имени М.В.Ломоносова.
Конечно, этот проект потребовал значительных усилий как со стороны самих учеников и преподавательского состава школы (учителей биологии и химии), так и со стороны научного коллектива под руководством профессора Александра Ивановича Глухова.
Проблем было много, начиная с ограничений для детей по работе с биоматериалами до обучения новым, современным технологиям молекулярной биологии, которые в школьных учебниках удостоены лишь краткого упоминания.
Был выработан общий план по организации исследовательской деятельности школьников, включающий в себя процедуру индивидуальной работы с генами в зависимости от темы проекта учащегося. Так, например, ученик 10‑го «А» класса Данило Вуйнович, проанализировав уровень экспрессии генов и рецепторов в образцах клеточной РНК из биоптатов пациентов с новообразованиями предстательной железы, доказал, что такая методика может оказаться перспективной для выявления рака этого органа.
Учащаяся 11‑го «А» класса Ангелина Якименко в свою очередь исследовала уровень экспрессии протоонкогена в клинических образцах новообразований щитовидной железы и пришла к выводу, что его можно использовать в качестве потенциального маркера у больных неаутоиммунными заболеваниями этого органа. При этом широкомасштабных исследований в данном направлении до начала проекта не велось.
Оказалось, что в рамках ранней предпрофильной специализации можно привлекать к научным исследованиям и учащихся 8‑9‑х классов. Несмотря на поверхностное знакомство с биохимией клетки по школьным программам биологии и химии, дети смогли успешно реализовать проектную деятельность в этих направлениях. Так, восьмиклассница Маргарита Филиппова и девятиклассница Валентина Пшеннова исследовали эукариотические факторы транскрипции в рамках механизма регуляции экспрессии генов комбинаторного типа.
Конечно, школьникам пришлось дополнительно изучить материал не только по биохимии клетки, но и по современным молекулярно-биологическим методам, поскольку исследуемые темы выходят далеко за рамки содержания курса биологии и химии в 8‑9‑х классах общеобразовательной школы.
Кроме того, для учеников, принявших участие в проекте, было организовано дополнительное обучение в виде семинаров и лекций как в стенах школы №627, так и в лаборатории МГУ.
Упомянутые проектные работы получили высокую оценку на таких научных конференциях, как «Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату», «Инженеры будущего», «Старт в медицину» и «Наука для жизни». В дальнейшем в рамках сотрудничества с биофаком МГУ предполагается расширение использования методов современной молекулярной биологии в практике учащихся с целью совершенствования организации проектной деятельности в школе.

Александр ШМОЙЛОВ,
учитель биологии школы №627