Почему люди работают бесплатно?

Ошибочно относиться к добровольцам как к «дармовой рабочей силе». Организаторы добровольческой программы тратят значительные время и силы, чтобы ее создать и поддерживать. Но, как правило, польза, приносимая добровольцами, во много раз превосходит эти затраты. Она выражается в межличностных отношениях, тесном контакте с сообществом, объективности в предоставлении услуг, доверии, поскольку у добровольцев меньше низменных интересов, особых знаниях, опыте, связях. Польза проявляется и в обновляемой энергии и новых идеях, резерве для найма оплачиваемого персонала, возможности использования смешанного опыта поколений и культур, гибкого перехода к новым услугам, свободе эксперимента, придании услугам гуманного характера, отдаче от потребителей и их образовании.

Один человек готов работать бескорыстно, другой - за плату. Какая нужда толкнула их на это? Что они ищут?

Во втором случае, конечно, заработок. А зачем ему деньги? Чтобы удовлетворить свои потребности. То есть у человека есть мотивация к их удовлетворению. Деньги - инструмент для этого. Но не все потребности удовлетворяются деньгами. Можно ли купить дружбу? Нужно нечто иное, и человек ищет другие способы. Один из них - бесплатный труд добровольцем.

Иерархия потребностей

Мотивация - то, что толкает на действие для удовлетворения соответствующей потребности. Один тратит огромные время и силы на самоутверждение, а другой - на самосохранение. Часть ученых считает, что существует иерархия мотиваций. По теории психолога Абрахама Маслоу (Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 1990) самые сильные, первичные мотивации связаны с физиологическими потребностями (голод, жажда, потребность в дыхании, физическом развитии, сохранении жизни). Это нижний уровень в основании пирамиды иерархии мотивов. На следующем - нужда в самосохранении, защите от риска, гарантии удовлетворения физиологических потребностей. Затем - блок вторичных мотиваций. Социальные потребности - в общении, дружбе. Еще выше - уровень эгоистических потребностей - испытывать гордость, быть престижным, обладать определенным статусом или самоуважением, уверенностью в себе, свободой. Последний уровень пирамиды связан с удовлетворением потребности в самореализации, творчестве.

В пирамиде Маслоу наиболее мощные потребности, оказывающие самое сильное влияние на человека, - у ее основания. Если человеку не хватает воздуха, он готов рисковать жизнью, чтобы ее сохранить. Чаще всего в этот момент его не волнуют иные мотивации. Но по мере удовлетворения «низшей» потребности на первый план выходит новая, прежде менее актуальная.

На формирование потребностей и мотивов человека большое влияние оказывает социальная среда. Мотивированный человек готов к действию, которое удовлетворит его потребности.

Мотивации можно разделить на два блока: индивидуальные и групповые, в иерархии которых - то, что способствует объединению людей в группы. Мотивы нижнего уровня наиболее просты и слабы для удержания человека в группе. Очень распространена, особенно у молодежи, потребность в расширении круга общения. Желая удержаться в группе, человек начинает преследовать характерные для нее мотивы.

У добровольца-новичка очень важно закрепить, актуализировать его мотивы. Тогда он будет стремиться в ваш коллектив. Если в клуб защиты животных приходит доброволец для набора текстов на компьютере, можно попробовать увлечь его уставной деятельностью организации, подарив щенка. Но важно предварительно узнать его отношение к собакам. Многие организации совершают ошибку, пытаясь сразу увлечь впервые пришедшего к ним человека своей миссией. В результате теряют потенциального добровольца. Важно помнить: новичок приходит в результате своих индивидуальных мотиваций, а ценности организации (группы) для него еще не актуальны.

В иерархии индивидуальных мотивов Маслоу - самореализация. Один из ее аспектов - альтруизм, широко распространенный в добровольчестве. Он приносит удовольствие от заботы о благополучии окружающих, особенно характерен для людей старшего возраста, обладающих богатым жизненным опытом. Они могут видеть в нем смысл жизни. Но по оценкам ученых урбанизация замещает этот мотив другими, направленными на личное благополучие.

Что интересно молодежи?

Одна из ведущих потребностей молодежи - востребованность обществом, важное место занимает и потребность в общении, особенно равных. Поэтому с детьми-добровольцами надо общаться как со взрослыми. Сильны, особенно у студенчества, и мотивы, связанные с потребностью в новых навыках и знаниях. Юным добровольцам нужно подбирать дела, отвечающие их интересам.

Если речь о физиологических потребностях, - это приготовление и раздача пищи, пошив одежды, работа на свежем воздухе, спортивные мероприятия. Удовлетворение потребности в безопасности вызывает интерес к распространению экологически чистых продуктов, работе в коллективе (расширением круга безопасного общения), с правоохранительными организациями, повышению профессионализма для укрепления позиций на основной работе или получение новых знаний, помогающих в поиске работы. Социальным потребностям отвечают организация и участие в публичных мероприятиях, работа администратором, преподавателем, воспитателем или диспетчером, совместная работа лиц противоположного пола. Чувства гордости и престижа удовлетворяют работа представителем во время контактов вашей организации с другими, руководство группой на ответственном посту, должность с престижным названием. Самореализации способствуют творческая деятельность с ненормированным графиком работы, работа преподавателя.

Наиболее эффективный способ выявить мотивы человека к добровольчеству - психологическое тестирование. Он требует специальной подготовки. Если же спросить человека о ведущем мотиве, вряд ли он сразу ответит точно. Зачастую люди не осознают, что движет их поступками, так как это скрыто глубоко в подсознании. Но собеседование может дать представление о мотивах. Так, у безработного можно предполагать разнообразные мотивации, связанные с престижем (быть без работы не престижно), нужду в общении (оказался вне коллектива) или потребностью в безопасности (нет уверенности в завтрашнем дне).

Для оценки любой мотивации есть правило: удовлетворенная потребность больше не служит стимулом. Выяснив условия жизни человека, можно предположить, какие мотивации для него значимы. Важно учесть и возможность замены одной мотивации другой. Актуализация конкретной мотивации зависит от факторов, которые позволяют ее удовлетворить. Значительно проще актуализировать первичные (по иерархии Маслоу) мотивации, подменив ими иные, достаточно слабые. Так, мотив причастности может быть заслонен интересом к активному отдыху.

Ученый-психолог Дэвид Маккэланд выдвинул свою теорию потребностей (Джон В. Ньюстром, Дэвис Кейт. Организационное поведение. «Питер», СПб, 2000). Ее суть в том, что человеком движут 3 основных рычага: власть, успех и причастность.

Люди с потребностью власти хотят воздействовать на других. Часто они - хорошие ораторы, пытаются формировать мнение, хотят изменений, ориентированы на должность, уважение, репутацию, обладают определенной харизмой и агрессивностью высказываний.

Устремления людей, ориентированных на успех, результат, занимают промежуточное место между потребностью в уважении и самореализацией. Они инициативны и самостоятельны, любят работу с видимым результатом, личной ответственностью за поиск решения, умеренный риск, доверие.

Ориентированные на причастность предпочитают труд в общении с другими людьми, связанный с коммуникациями. У них хорошие способности к контактам, поддержке других в достижении цели. Благодаря повышенной эмоциональности они предпочитают говорить о чувствах.

Есть и другие взгляды. Теория поля утверждает, что поведение человека всегда зависит от факторов, связанных с ситуацией, в которой оно проявляется, в частности, от личности и внешней среды, которые следует рассматривать в комплексе.

Помогая другим, помогаешь себе

О многом говорят исследования мотивации к добровольчеству, благотворительному труду. Так, в марте 2000 г. в Новокузнецке в исследовании по заявке добровольческого центра был задан вопрос: «Почему люди становятся добровольцами?» 31,3% хотели помочь окружающим, 12% - заполнить свободное время, 19,7% - сделать мир лучше, 9,3% - получить признание и уважение от окружающих.

Исследование Топфера и Якимца в 1999 г. выявило, что 48% добровольцев желают помочь кому-либо, 47% работают по чьей-либо просьбе, 42% удовлетворяют личные нужды и интересы, 35% стремятся улучшить положение других людей. Среди антистимулов к добровольческой деятельности 71% опрошенных называли плохую организацию работ, 34% сказали, что им неинтересно и надоело, 31% - отнимает слишком много времени, 30% - сложная работа, 29% - плохая оценка усилий добровольца, столько же почувствовали себя лишними.

Истинная мотивация человека сложна, определяется одновременно очень многими факторами. Поэтому теории мотиваций надо знать и использовать, но не менее важно помнить, что на поступки человека влияют много факторов - информационных, организационных, технических и других. Благодаря пониманию мотивации сформировался девиз проекта «Агентство добровольной помощи»: «Помогая окружающим, вы помогаете прежде всего... себе!»