А в конце второго дня сборная команда презентаторов представляет созданный проект на суд зрителей и жюри. И если для детей - это увлекательное занятие, то для нас, педагогов, это в первую очередь учеба, отработка методики проектной деятельности, уточнение отдельных вопросов.

В 2005 году был составлен такой же сценарий проведения конкурса. Но этот год начался для сахалинских детей очень неудачно. Эпидемия сильнейшего гриппа необычно долго держала их на карантине по домам. Она заставила скорректировать не только работу групп над проектами, но и изменить работу жюри и сценарий городского конкурса.

Конкурс в Южно-Сахалинске состоялся 2 марта. На конкурс было представлено всего 11 проектов. Это необычно мало для областного центра. Каждый год заявляется на конкурс от 17 до 27 проектов. И их было бы действительно больше, если бы ребята успели подготовиться к презентации, но опять помешал карантин.

И все же конкурс состоялся. Темы проектов были самые разнообразные: экологическое состояние островной природы, помощь ветеранам войны и труда, изучение истории страны и своей школы, укрепление физического здоровья школьников и др.

И несмотря на то, что конкурс был перенесен на более поздние сроки и проходил в один день, организаторы смогли внести в его проведение изюминку - впервые выступление команд оценивали 2 жюри: взрослое и детское. В жюри конкурса, которое возглавляли вице-мэр города Ольга Алексеевна Кугаевская и начальник Департамента образования Юлия Николаевна Грицай, входили представители областной Думы, городского Собрания, администрации Сахалинского государственного университета и Департамента образования. А детское жюри состояло из учеников школ, гимназий, лицеев и даже 1 студент СахГУ. Но все они были не случайными людьми. Каждый имел за плечами огромный опыт в детском социальном проектировании. Почти каждый был в прошлом победителем областных финалов и/или участником Всероссийской акции. Так, например, от СОШ №18 в состав жюри вошли ребята, которые в 2004 году, выйдя в финал Всероссийской акции, представляли Сахалин в ВДЦ «Орленок». Надо сказать, ребята со всей ответственностью подошли к оцениванию представленных проектов. Глядя на их напряженные позы и серьезные лица, понимаешь, что и они волнуются не меньше выступающих, переживают за каждую команду.

Оценивало жюри выступление команд со знанием дела, учитывая и актуальность выбранной проблемы, и значимость проекта для социума, и возможность реализации проекта. И вопросы задавало далеко не детские... Наблюдая за участием детей в нелегкой работе оценивания проектов, понимаешь, что перед тобой уже зрелые, активные граждане, у которых сформирован стойкий интерес к решению актуальных проблем российского общества. Член детского жюри Оксана Кравченко после конкурса от имени жюри высказала свое мнение о представленных проектах: «В этом году по сравнению с прошлым заметно виден высокий уровень проектов. Впервые многие команды использовали мультимедийную презентацию своего проекта, и это было просто здорово! А еще благодаря конкурсу я для себя открыла много новых проблем, о существовании которых раньше и не предполагала, увидела, как ребята находят рациональные пути их решения.

Взрослое и детское жюри совещались отдельно друг от друга и очень долго. Пока жюри отсутствовало, на сцену поднялись ребята из двух команд прошлогодних победителей и участников финала акции в ВДЦ «Орленок». Они рассказали участникам конкурса о том, какие проекты разрабатывали, как победили в городском и областном финале, как ждали результатов заочного Всероссийского тура, как волновались, готовясь к поездке в «Орленок». Об «Орленке» шел отдельный рассказ. Ребята все помнят, как будто это происходило вчера. А на большом экране участники конкурса могли видеть лагерь «Стремительный», где собрались летом 2004 года 55 команд граждан России, и все мероприятия, проводимые в эту необычную смену. Потом все вместе пели песню «Письмо «Орленку»».

Но, конечно же, кульминацией конкурса было объявление победителей. В этом году впервые победителем стал проект, разработанный двумя молодежными общественными организациями «Белый орлан» и «Глена» школ №32 и №8. Свой проект «Экологический автобус» ребята разрабатывали и осуществляли почти 2 года. Вторым победителем был назван проект «Твори добро», который разработали ребята из школы №10. А если учесть тот факт, что эта школа уже 2 года закрыта на реконструкцию и ребята учатся по разным школам города, то это не только победа в конкурсе проектов, но и торжество патриотизма по отношению к своей школе. Третье место присуждено команде школы №22 с проектом «Конституция школы».

И у детского, и у взрослого жюри по первым двум проектам расхождения в решении не было, а по 3-му месту их мнения разошлись. И детское жюри вручило специальный приз команде гимназии №1 им. А.С.Пушкина, которая представила на конкурс проект «Память». В рамках проекта ребята собрали уникальный материал воспоминаний женщин-ветеранов Великой Отечественной войны, живущих в микрорайоне гимназии, и издали по ним книгу.

Закончился конкурс детских социальных проектов в рамках акции «Я - гражданин России», но акция по воспитанию у подростков ответственности, гражданской и творческой активности продолжается.

Хочется пожелать всем участникам Всероссийской акции воплощения их проектов в жизнь, чтобы они не остались «проектами ради проектов».

Татьяна ВАГАНОВА, координатор программы; Валентина МИНЕНКО, тренер-консультант, Сахалинская область