Эти вопросы особенно актуальны для детей с ОВЗ. Найти и развить ресурсы и таланты у ребенка с особенностями развития - одна из важнейших задач, стоящих перед системой образования. Все дети, несмотря на любые индивидуальные различия, должны иметь возможность заниматься любимым делом, которое позволит им расширить круг знакомств, преодолеть ощущение оторванности от мира, ощутить себя успешными и нужными.
В Москве работает более 100 тысяч кружков, спортивных секций, творческих студий, школ искусств, охватывающих широчайший спектр направлений, рассчитанных на людей всех возрастов. Тренинги, семинары, лекции, мастер-классы - масса форм и способов взаимодействия для жителей столицы от мала до велика.
Ресурсы московского дополнительного образования не только позволяют развивать творческий потенциал, совершенствовать физическое здоровье, но и удовлетворяют спрос горожан на интеллектуальный досуг.
Но существуют ли кружки и секции для детей с особыми потребностями? В Москве успешно функционирует Городской психолого-педагогический центр, осуществляющий запись на дополнительные общеразвивающие программы для детей от 5 до 18 лет. Дополнительное образование в центре является частью интегрированной системы комплексной психолого-педагогической помощи детям. Занятия в объединениях направлены на профилактику и коррекцию трудностей в обучении, устранение предпосылок или признаков адаптационных нарушений, а также социализацию детей, испытывающих трудности в обучении, развитии и социальной адаптации.
Спектр дополнительных программ, реализуемых педагогами центра, достаточно широк:
- творческое развитие детей средствами различных художественных техник (изобразительная деятельность, декоративно-прикладное творчество);
- коррекция эмоциональной сферы и поведения средствами музыки, хореографии, театрализованной деятельности;
- коррекция двигательной активности средствами адаптивной физической культуры;
- развитие познавательной сферы и формирование готовности к школьному обучению.
Программы центра учат детей строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, воспитывают в детях навыки самообслуживания, самостоятельность, развивают тонкую моторику, совершенствуют зрительно-двигательную координацию и многое другое.
В основе занятий игры, игровые упражнения, позволяющие улучшить психоэмоциональное состояние ребенка, способствующие его социализации.
Контингент занимающихся - дети с сенсорными нарушениями (слабослышащие, слабовидящие), нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта. Занятия проводят опытные педагоги в группах и мини-группах с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка в 32 территориальных отделениях центра во всех округах столицы. Это позволяет родителю выбрать кружок или секцию для своего ребенка в непосредственной близости от местожительства.
Особенные дети находятся в зоне особого внимания: повышение доступности и качества образовательных услуг для таких детей - одна из задач центра. Возможности ребенка велики!

Марина ПОПОВА,
методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования
и науки города Москвы