С одной стороны, сахалинским учителям легче войти в эту программу, т.к. имеется большой опыт, а с другой стороны, учиться всегда легче, чем переучиваться. Но однажды «заболев» социальным проектированием, «вылечиться» от этого уже никогда не удастся.

4 раза уже прошли финалы Всероссийской акции «Я - гражданин России». Все 4 раза в них принимали участие сахалинские команды. А к участию в четвертой акции были приглашены сразу 2 команды с Сахалина. Мы, сахалинцы, очень гордимся этим.

Но в акции «Я - гражданин России» принимают участие не все школы нашей области и даже не все районы.

Область у нас особенная, она располагается на 59 островах, самый большой - остров Сахалин, его протяженность с юга на север - почти 1000 километров, а чтобы попасть в Северо-Курильский район, необходимо лететь самолетом через Владивосток на Петропавловск-Камчатский, а потом вертолетом до Северо-Курильска.

Понимая сложности нашей области, авторы проекта «За гражданское образование» пригласили 5 педагогов Сахалинской области на семинар по подготовке тренеров по технологии социального проектирования в акции «Гражданин». В декабре 2004 года они прошли обучение в Самарском региональном центре гражданского образования. Хочется сказать огромное спасибо тренерам В.Пахомову, Т.Кобелевой, Г.Кондрат, З.Мазыр и руководителю проекта Е.Белякову.

Обучение на семинаре прошли Т.Ваганова - педагог доп.образования СОШ №8 г.Южно-Сахалинска, председатель Совета ЮСММОО «Глена», Э.Литвинцева - учитель географии и экономики СОШ №32, руководитель ОО «Белый орлан», В.Миненко - учитель русского языка и литературы, руководитель клуба «Наследие» СОШ №18, С.Гридасова - учитель биологии и экологии СОШ №3 г.Корсакова, зам. руководителя ОО «Романтик», Н.Журавлева - главный специалист отдела образования Поронайского района.

Уже в декабре в г.Южно-Сахалинске состоялся первый семинар для учителей, которые к этому времени уже разрабатывали проекты со своими учениками. Семинар оказался очень кстати. Большая часть учителей представляла этапы проектной деятельности только в общих чертах. Просмотр видеокассеты, привезенной с Самарского семинара, с комментариями обученных тренеров, разработка собственного учебного проекта, позволили учителям расставить все точки в интересующих их вопросах. А индивидуальные консультации, которые провели тренеры для консультантов проектов и их учеников, дали возможность командам не допустить ошибок в оформлении проектов. И как следствие - очень высокий уровень технологичности проектов, представленных на городской конкурс. 4 городских проекта прошли на финал регионального конкурса «Я - гражданин России». Не все участники семинара и даже индивидуальных консультаций решились заявить свои проекты на городской конкурс, но это только подтверждает тот факт, что к социальному проектированию в Южно-Сахалинске относятся очень серьезно и ответственно, и мы уверены, что все разработанные проекты будут завершены и заявлены на конкурс в будущем году.

А для тех, кто заинтересовался программой «Гражданин», в январе 2005 года в городе был проведен еще один семинар. На нем присутствовали 18 человек, и половина из них - заместители директоров школ по воспитательной работе. Ведь именно на них лежит ответственность по гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Именно они вместе с учителями истории, граждановедения и других школьных дисциплин несут ответственность за гражданское воспитание детей и подростков.

Несмотря на высокие должности, завучи вместе с учителями разрабатывали учебные проекты, спорили, доказывали, искали компромиссы, обращались за помощью к тренерам. На семинаре были разработаны и представлены 2 проекта, а после их защиты участники семинара рассмотрели все ошибки, которые они допустили при разработке своих проектов. И это здорово! Ведь только после того, как мы увидим все свои недочеты, мы не допустим, чтобы их совершили наши ученики. После городского семинара его участники выступили в своих школах на педагогических советах и совещаниях с сообщениями по программе «Гражданин». В ряде школ учащиеся начали разрабатывать социальные проекты, которые, возможно, станут участниками акции «Я - гражданин России» 2005-2006 года.

А семинары по программе «Гражданин» в Сахалинской области продолжаются. В январе состоялись семинары в СОШ №18 поселка Синегорск и СОШ №32 планировочного района Ново-Александровка муниципального образования «город Южно-Сахалинск». Их провели тренеры В.Миненко, Э.Литвинцева. В феврале состоялся семинар в Поронайском районе - это центральная часть о.Сахалин. Семинар провела тренер Н.Журавлева. На семинаре присутствовали 25 педагогов из нескольких населенных пунктов. Всех заинтересовала программа социального проектирования, и учителя разъехались в свои города и поселки с большим желанием начать заниматься со своими учениками проектной деятельностью по программе «Гражданин».

К сожалению, сильнейшая эпидемия гриппа не позволила учителям Поронайского района в полной степени осуществить свои намерения. На районный конкурс было заявлено 6 проектов. Но мы уверены, что в будущем году количество проектов возрастет в несколько раз.

В марте состоялся еще один семинар. Он прошел в Невельском районе. На него собрались учителя предметов естественно-научного цикла. И это неудивительно. Ведь с наступлением лета многие из них уходят с ребятами в походы, экспедиции, организовывают летние пришкольные или палаточные лагеря. А лето - самое удачное время для разработки и осуществления социальных проектов. Ведь ребят ничего не отвлекает от захватывающего занятия проектной деятельностью, ни подготовка к урокам, ни музыкальная школа, ни репетиторы... На семинаре царила творческая обстановка. Учителя понимали тренеров, как говорится, «с полуслова», да это и неудивительно, ведь они были все коллеги. Поэтому и учебные проекты, разработанные на семинаре, были, конечно же, экологическими.

До конца учебного года в области пройдет еще 3 семинара. Такое решение принято командой тренеров с целью сориентировать учителей на начало работы по программе «Гражданин» в каникулярное время. Ведь ни для кого не секрет, что чем больше времени в запасе, тем больший объем работы можно выполнить. А дети, не выезжающие в отпуск с родителями, будут заняты полезным и увлекательным делом.