В поселковую школу на семинар пришли учителя старших классов - те, кто верит в великую силу гражданского воспитания подростков, что будущее - за молодыми. Надо только помочь увидеть это будущее, постараться приблизить его... Это понимает каждый учитель, вот только как это сделать, какие надо найти пути-подходы для решения таких важных на сегодняшний день проблем? Нужны новые, нестандартные методы, формы, приемы работы. Выход был найден: социальное проектирование поможет и ученику, и учителю почувствовать себя личностью, способной увидеть проблему, привлечь к ней внимание общественности и на практике доказать свою готовность решить ее.

На семинаре шел оживленный разговор о выборе проблем, актуальных для школы, поселка. Учителя выступали в роли учеников, которым предстояло аргументировать и доказать важность и своевременность предложенной ими проблемы. Этот этап прошел четко и организованно, большинством голосов была определена проблема проекта «Объединение детей в детскую организацию». Участники семинара прошли все стадии работы над проектом, пришлось им побывать и в роли социолога, журналиста, аналитика, юриста... В процессе разработки проекта каждый участник семинара понял, насколько важно учить детей правильно спорить, идти на компромисс, работать в группах, собирать и анализировать информацию, грамотно вести беседы с представителями властных структур и т.д.

Неоценимую помощь в проведении семинара оказали подаренные Самарским центром гражданского образования видеокассеты и диск «Гражданин», рассказывающие обо всех стадиях проектной деятельности. Выступали на семинаре и учащиеся школы - участники финала Всероссийской акции «Я - гражданин России», который проходил в июне 2004 года в ВДЦ «Орленок». Ребята являются членами клуба «Наследие», и их проект «С юбилеем, родной Синегорск!» получил высокую оценку на всех этапах акции. Учителя смогли познакомиться с тем, как создавался проект, как шаг за шагом ребята приближались к заветной цели - написанию книг к юбилею своего родного поселка. Для учителей, оказавшихся впервые в роли проектантов, выступление команды ребят было своего рода пособием и наглядным примером того, как надо работать над проектом.

Семинар-тренинг помог учителям поверить в свои силы и прийти к выводу «Я могу!». А если учитель может, он обязательно научит этому своих учеников, и тогда с уверенностью можно будет сказать: «Будущее - за молодыми». А пока итогом семинара в поселковой школе стало твердое убеждение его участников, что социальное проектирование - очень нужное дело, заниматься им надо с 1-го класса, если мы хотим в России сформировать гражданское общество.

Кто-то когда-то подсчитал, что за 10 лет учебы в школе ученик посетит 10 тысяч школьных уроков. Можно что-то не узнать и не понять на этих уроках, но одно нельзя не осознать до глубины сердца юному человеку в эти годы: он - гражданин своей страны, которому небезразличны ее прошлое, настоящее и будущее. Это сознание и должно стать стержнем его активной гражданской позиции в решении социальных проблем.

Валентина МИНЕНКО, учитель русского языка, и литературы