С первых дней своей деятельности директор поставил перед собой задачу создать единый коллектив педагогов и обучающихся, активно внедрять педагогику сотрудничества. Сегодня в колледже много молодых специалистов - выпускников колледжа, которыми каждый год пополняется коллектив.
Губернский колледж готовится отмечать девяностолетний юбилей. За этот период накоплены богатый педагогический опыт, традиции. В 1985 году возглавил учебное заведение Александр Иванович Лысиков. По инициативе Александра Ивановича при поддержке Министерства образования Московской области и лично Лидии Николаевны Антоновой Серпуховское педагогическое училище стало учебно-педагогическим комплексом, в структуру которого вошли детский сад и общеобразовательная школа, создана собственная база для прохождения педагогической практики будущими учителями. В течение многих лет А.И.Лысиков делится опытом по созданию системы непрерывного педагогического образования.
Одним из важных событий в истории является создание Губернского колледжа. В 2011 году произошло объединение колледжа и пяти профессиональных училищ города Серпухова, Серпуховского района и города Протвино в единое автономное учреждение, что позволило расширить спектр специальностей и профессий среднего профессионального образования, готовить специалистов, востребованных на современном рынке труда, и внести существенный вклад в развитие профессиональной инфраструктуры Московской области. Мы постоянно ощущаем поддержку Министерства образования Московской области, первого заместителя председателя правительства Московской области - министра образования Московской области Ольги Сергеевны Забраловой.
За плечами директора 48 лет работы с молодежью в системе образования. При общении с ним делаешь вывод, что он грамотный руководитель, прекрасный организатор, прогрессивный учитель, умело сочетающий управленческую деятельность с любимым делом. Имея педагогическое образование, он постоянно совершенствует свое мастерство в педагогике и системе управления, проходит финансовую и экономическую переподготовку. Это является залогом успешного руководства колледжем.
В Губернском колледже хочет учиться весь город, шутит Александр Иванович. И в этом лишь доля шутки. Сюда в детский сад приводят своих детей те, кто окончил Губернский колледж. К Лысикову приезжают дети из 37 районов Московской области. И проблем с набором нет. Тут смело вводят новые специальности, ориентируясь на потребности современного общества.
Журналисты «Учительской газеты» приехали в колледж накануне государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills и сдачи ЕГЭ одиннадцатиклассниками, из которых ровно половина - кандидаты на медаль. По сравнению с другими образовательными организациями СПО Московской области в колледже самое большое количество площадок для проведения демонстрационного экзамена по различным специальностям. Для экспертной оценки результатов активно привлекаются работодатели.
О трех китах, на которых базируется идеология педагогического коллектива Губернского колледжа Серпухова, и о том, как сочетать традиции и новации в образовании, - в мыслях вслух директора Александра Ивановича Лысикова.

Не против новаций, но за традиции
Мы не против новаций в образовании, но мы их рассматриваем с позиции традиций нашего отечественного образования. В 2017 году группа преподавателей колледжа в составе 15 человек под моим руководством совершила поездку в Сингапур с целью прохождения стажировки. Такая поездка совершалась впервые в Подмосковье. Мы ознакомились с различными уровнями образования: дошкольным, школьным и профессиональным. Преподаватели были удивлены в хорошем смысле слова, потому что вся их система образования основывается на методологии нашей, российской, школы. Наша методика преподавания подкреплена сильным преподавательским составом, хорошей материально-технической базой, внедрением инновационных технологий, информационно-коммуникационными технологиями, в том числе внедрением сингапурской технологии. Сегодня данный опыт широко используется в Московской области. Мы за современную школу с соблюдением традиций, инноваций, но хотим, чтобы в школах молодые педагоги изучали опыт выдающихся педагогов: К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Я никогда не забуду, как я молодым пришел в педагогический колледж, читал педагогику и психологию, до двух часов ночи рисовал плакаты и схемы. А сейчас - какое удовольствие работать! Сколько мультимедийных программ, интерактивные доски везде! Но при этом, я говорил и буду говорить, ни один компьютер живое слово учителя не заменит.

Здоровье - воспитание - образование
Образовательная идеология в колледже строится на трех китах. На первой позиции здоровье, на второй - воспитание, на третьей - образование. Именно в такой последовательности. Иногда учителя не понимают, почему здоровье на первом месте.
Программа «Здоровье» включает следующие направления: интерьер, здоровое питание, здоровый образ жизни, культура и эстетика внешнего вида, комфортная среда обитания. Все эти компоненты влияют на воспитание и образование. Направление «Интерьер» разрабатывалось на основе исследовательских данных психологии, медицины, системы Люшера. Не может человек, тем более ребенок, долгое время находиться в однородном сером пространстве. А ведь в основном как происходит: дали школе зеленую краску - и все коридоры выкрашены в зеленый цвет. И освещенность, и цветовая гамма влияют на эмоциональное состояние. А это в свою очередь влияет и на воспитание. Как говорил А.С.Макаренко, положите на стол белую скатерть, и она будет воспитывать. А комфортная среда в целом уже работает на образование. У нас есть негласный запрет для учителей на использование красного цвета в одежде. Давно доказано: красный цвет учащает пульс, повышает давление, поднимает адреналин. Если вы в одежде красного цвета 45 минут или пару будете стоять перед детьми, потом не возмущайтесь, что они отвлекаются или лежат на партах.
Здоровое питание - это еще одно направление программы «Здоровье». Мы рассчитываем калорийность блюд, используем натуральные продукты. У нас десятидневное меню. Но прежде чем его составить, мы изучаем пожелания и вкусы обучающихся. Сегодня рассматривается вопрос о возвращении системы питания «шведский стол». Это и культура питания, и 100%-ный охват обучающихся.
Еще одно наше местное решение - с целью психологической защиты ребенка в учебно-образовательном процессе и во избежание конфликтов между обучающимися и их родителями отметку «2» не ставить. Для проверочных работ, скажем, по математике учителя готовят не два варианта по три задания, как это принято, а 15‑20 заданий. В них есть повышенный, усредненный и облегченный варианты. Учителя ведь знают уровень развития своих учеников! У нас дети не боятся контрольных работ. Они знают, что будут задания, которые им по силам. Но есть норма, которую надо решить. Тот, кто сильный, конечно, не получит пятерку, если из облегченного блока будет решать.
На протяжении 20 лет наши дети даже в старших классах пишут, как и начинали в 1‑м классе, карандашами и перьевыми ручками, что существует в настоящее время в сингапурской школе. Попробуй их на шариковую перевести, они ее бросают. Перьевая ручка не разрушает психику ребенка, не деформирует палец. За счет перьевой ручки мы не сажаем зрительный анализатор ребенка, он пишет плавно, спокойно, одинаковым почерком, с одинаковыми толщиной и наклоном, что влияет на грамотность.
Министерство образования Московской области по требованию губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева разработало стандарт для образовательных организаций по созданию условий и комфортной среды обучения, особенно это стало учитываться при строительстве новых школ.
Многие думают, что программа «Здоровье» - это медосмотры и тому подобное. А мы убеждены, что только здоровье и воспитание в совокупности и при правильной организации работы могут дать возможность реализовать то, что от нас требуется по программе «Образование». Для всех учителей должно стать законом, что никакие новации, никакая инициатива и творчество, никакая интенсификация учительского труда не должны идти впереди здоровья обучающихся.

Цифровизация всего колледжа!
В колледже завершился первый этап создания цифровой школы. Всюду установлена система видеонаблюдения, изображение идет в реальном времени. Я могу посмотреть любой кабинет, любой зал, причем не только контролировать, но и входить в любую аудиторию, во все мастерские. Все классы у меня в смартфоне! Самое ценное от установки камер - то, что студенты теперь не могут сказать «я болела», «меня не было». Болей, пожалуйста, лечись, но у тебя есть коды вхождения на любой урок! Лежи на диване, включай свой смартфон и слушай.
Во всех учебных мастерских, во всех классах, во всех аудиториях, на всех этажах установлено мультимедийное оборудование, всюду подключен Интернет. Мы каждые пять лет за счет внебюджетных и части бюджетных средств меняем програм­мное обеспечение. Вот сейчас смарт-доски появились, 360 тысяч рублей стоят, но мы посмотрели, как они работают, и решили в первую очередь оснастить ими начальную школу.
До введения этой системы мне приходилось постоянно вмешиваться в учебный процесс. Ну не устраивает меня, когда учитель весь урок проводит, сидя за столом! Как только ввели эту систему, а она у нас пятый год работает, плюс открытые двери, уже никто, сидя за столом, уроки не ведет. Конечно, мы не сразу к этому пришли, два года готовили психологически к этому людей.
Мы приобрели по возможности все учебные мультимедийные программы. Они доступны в нашем ресурсном центре. Кроме того, в течение двух лет по каждому блоку, особенно там, где есть практическая часть, мы разрабатывали свои мультимедийные учебные программы.

Путевка в жизнь
В колледже стартовал проект «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья - получение профессии вместе с аттестатом». Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по вопросам создания современных условий для развития и самореализации детей в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных организациях наш колледж реализует программы профессионального обучения, в ходе которых обучающиеся 8‑10‑х классов могут получить соответствующую квалификацию одновременно с общим образованием. По окончании обучения после успешного прохождения квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего установленного образца. В этом году 465 детей начиная с 7‑го класса занимались у нас практически на всех факультетах. Я считаю, что сегодня нужно создать такую систему обучения, чтобы выпускник 11‑го класса вместе со школьным аттестатом получал диплом колледжа, например диплом автомеханика, повара-кондитера или мастера парикмахерского искусства.

Александр ЛЫСИКОВ, народный учитель Российской Федерации, почетный гражданин Серпухова Московской области, директор государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Губернский колледж»