Давно замечено: где бы и по какому поводу ни собирались учителя вместе, всегда они больше всех других говорят о работе. Обсуждают свои проблемы, успехи, неудачи, планы, которые возникают ежедневно. Ну а если это еще и руководители школ, то масштаб обсуждений становится более широким. Они вовсе не жалуются на свою многотрудную жизнь и сладко-горькую долю, а скорее гордятся ею, делятся своим опытом, достижениями, новациями. Вот так же было и на пятом Московском международном салоне образования, где встречались директора общеобразовательных школ из многих регионов страны.
Дискуссии возникали не только на самом форуме, но и в перерывах, во время отдыха, в гостинице. Конечно, как водится на таких встречах, многие перезнакомились, решили общаться, сегодня для этого большие возможности предоставляет Интернет. Кто-то из делегатов получил более других таких предложений. Среди них Ольга Васильевна Астанова, директор Кэнтикской школы имени Никифора Седалищева. С ней было интересно и полезно побеседовать другим руководителям сельских школ, особенно из глубинки, где возможности пообщаться с коллегами открываются нечасто.
Школа эта действительно интересная - прежде всего тем, что педагогический коллектив работает творчески. Педагоги выступили инициаторами проекта «Агрошкола как экологический центр села». Как его продолжение начал осуществляться другой важный проект, название его замысловатое, но понятное и актуальное - «Реализация дуального образования через институционализацию совместной деятельности». Благодаря этим проектам подростки получают допрофессиональную подготовку, решается главная задача школы - выпустить будущих хозяев земли, знающих, как ее сохранить и как на ней работать, как на этой земле создать собственный бизнес и сделать его успешным. Разумеется, в проектах, в которые вовлечены все школьники, активно участвуют и взрослые. Чтобы это все было не просто красивыми словами, педагоги, родители, все окружение детей работают вместе с ними, показывают пример. Ольга Васильевна, ее коллеги знают, как увлечь детей важным делом.
- Миссия школы, - говорит Ольга Васильевна, - состоит в воспитании человека, готового добровольно выбрать сельский образ жизни, сделать его более привлекательным, бережно и заботливо относиться к земле, родной природе.
Ольга Астанова - потомственный педагог. Еще в начальных классах она знала, что станет учителем, это было ее желание, и потому, естественно, получив аттестат, окончила педагогический вуз. Сначала вела английский язык в родной школе, завоевала авторитет в коллективе учителей. Ее заметили и очень скоро назначили директором. Это было начало - Ольга Васильевна продолжала учиться и совершенствоваться в профессии. Она понимала, что руководитель школы - это не только главный учитель в своем коллективе, но и знающий и умеющий повести учебный процесс в том направлении, которое отвечает требованиям сегодняшнего дня. Чтобы и самой им соответствовать, Ольга Астанова окончила курсы «Юрист в образовании», «Менеджмент в образовании». Спустя три года возглавила Кэнтикскую среднюю школу, имеющую статус районной, которую теперь считают одной из лучших в республике.
Село Кэнтик особое. Здесь сохранились и народные промыслы: кузнечное и гончарное дело, резьба по кости, шитье и отделка национальной одежды. И потому вполне естественным оказался проект «Школа олонхо», направленный на изучение родного языка, национального эпоса, народных традиций и культуры. По мнению Ольги Васильевны, проект поможет возродить национальное самопознание у детей, воспитать людей духовно и нравственно развитых.
Проект «Школа олонхо» способствует этнокультурному образованию учеников. Ученые Якутии считают олонхо сокровищницей многовековой мудрости своего народа, якутским фольклором. Язык - дух народа. Потому в школе много внимания уделяется изучению родного языка этноса, постижению учениками его богатства и красоты. Дети знакомятся с народными традициями, эпосом, культурным наследием народа Якутии.
Стратегия педагогов Кэнтикской школы - вместе с образованием дать своим питомцам допрофессиональную подготовку. Трудовые навыки ребята приобретают, создавая научно-исследовательские проекты и занимаясь опытно-экспериментальными работами. Профессиональному самоопределению помогают различные кружки и студии, связанные с традиционными якутскими ремеслами. Мальчики за годы учебы получают специальность по изготовлению художественных изделий из металла. Кузнечному мастерству они учатся у потомственного кузнеца - педагога дополнительного образования Павла Константинова, дипломанта международной выставки «Клинок - традиции и современность».
Село из якутской глубинки стараниями своих школьников стало известно далеко за пределами республики. Питомцы педагога Айталины Монтохоновой, руководителя фольклорного ансамбля «Кылы-ах», - лауреаты многих международных и всероссийских конкурсов. Как и воспитанники художественной студии, которую возглавляет Майя Савина. Особую гордость вызывает у них участие в Международном биеннале ЮНЕСКО, проходящем в разных странах, в том числе в Италии, Финляндии. Неудивительно, что многие из выпускников Кэнтикской школы стали известными в Якутии архитекторами, художниками, дизайнерами.
Так, воспитанники Ольги Васильевны Астановой осознают свою причастность к истории и традициям родного края, ощущают свою любовь к нему, желание лично участвовать в его преобразовании. Ольгу Васильевну радует, что село Кэнтик динамично развивается и молодое поколение активно этому способствует.