Перед началом конкурса ребят приветствовали генерал-лейтенант Владимир Варенников, заместитель председателя областной избирательной комиссии М.Ветрова, заместитель начальника Департамента образования области А.Иванов и другие члены жюри.

В течение нескольких часов на сцене ЦХТ были представлены лучшие из лучших проектов, разработанных и осуществленных в нашей области. Большая часть из них были посвящены проблемам социальной незащищенности стариков, воспитанию патриотизма на основе исторической памяти о Великой Отечественной войне. Ребята рассказывали о том, как они восстанавливают памятники и памятные доски, создают музеи боевой славы своих односельчан и жителей города, пишут о них книги, оказывают помощь по косметическому ремонту, по уборке квартир, по расчистке дорожек от снега и колке дров.

Юные экологи представляли свои проекты по улучшению экологической обстановки в родном поселке, городе и области. Ребята разводят цветы в школах и на клумбах, они обустраивают школьные дворы и прилегающие к ним улицы, высаживают деревья в зоопарке и в лесу. А еще проводят агитационные акции по пропаганде экологической культуры среди жителей.

После обеда жюри ушло на совещание, а на сцену вышли ребята, которые принимали участие в финале Всероссийской акции «Я - гражданин России» летом 2004 года в ВДЦ «Орленок». Ребята рассказали участниками конкурса об «Орленке», его традициях и о необычной смене, в которой им посчастливилось принять участие. С небольшой грустью и гордостью они рассказывали о национальных проектах, которые разрабатывали в «Орленке», о парламентских слушаниях, о Дне России и друзьях, с большинством из которых, по всей вероятности, уже никогда не увидятся. А потом все вместе пели песню «Письмо «Орленку». И каждый сидящий в зале втайне завидовал тем, кто стоит на сцене, а еще понимал, что он также может пройти этот путь от школьного проекта до участника Всероссийского финала.

А потом весь зал как-то напрягся, наступила полная тишина и... аплодисменты, в зал вошли члены жюри. На сцену пригласили представителей всех команд и их консультантов. Все участники финала получили свидетельства и подарки. 6 команд получили ценные призы. Но 3 самых главных приза - грамоты и право участия в заочном туре Всероссийской акции «Я - гражданин России». Это право получили проекты:

- «Экологический автобус», который впервые написали 2 экологические общественные организации из 2 школ Южно-Сахалинска. Школы находятся в противоположных концах города и тем не менее ребята в течение полутора лет разрабатывали и осуществляли свой проект. А работы было очень много. Проект был направлен на пропаганду экологической культуры среди всех жителей Сахалинской области и включал в себя театрализованные шествия детей, «круглые столы», постановки экологических спектаклей, проведение исследований качества воды. Ребята на автобусе проехали через 13 районов и провели мероприятия в 15 населенных пунктах.

- «Дороги судьбы - дороги Победы» - в этом проекте поднимается проблема отношения общества к людям старшего поколения, оказания помощи одиноким пенсионерам и ветеранам ВОВ. Ребятами организованы для стариков: поздравления с праздниками, помощь по дому, оформление подписки на газеты, проведен праздник «Рождественские посиделки», а с целью патриотического воспитания молодежи были организованы поездки по местам боевой славы, лекции, викторины, конкурсы. Готовятся мероприятия к празднованию Дня Победы. Этот проект разработали ребята из школы №1 г.Поронайска.

- Проект «Создание документа, регламентирующего жизнь школьного сообщества СОШ №22. Конституция школы». Этот проект разработали ребята из южно-сахалинской СОШ №22. И главной их задачей было построение правового общества в рамках школы, вовлечение родителей, учителей и учеников в создание конституции школы. Законы, созданные самими учениками вместе с родителями и учителями, будут ими лучше соблюдаться, а главное, во время работы над конституцией все подружились, и возникли идеи новых проектов.

Конкурс завершился. Кто-то из ребят будет ждать результатов заочного тура Всероссийской акции и готовиться к поездке в Воронеж, где состоится финал 2005 года. Кто-то будет завершать работу над своими проектами, кто-то уже сейчас разрабатывает новые проекты, а кто-то до сих пор не знает, что существует такое интересное дело, как детское социальное проектирование. Кто виноват в этом? Ну по крайней мере не дети!

Во время регионального финала ребятам было предложено ответить на несколько вопросов. На основании их можно с уверенностью сказать: 100% участников опроса считают, что занятия проектной деятельностью дали им новые знания, уверенность в своих силах изменить жизнь к лучшему, возможность с пользой расходовать свободное время и, что самое главное - возможность для самореализации и самоутверждения. А 51% учащихся изменили свое отношение к Правительству России с негативного на позитивное.

Работа в рамках проекта «Я - гражданин России» в СОШ №32 п.Новоалександровска ведется не первый год. Обучение на семинаре-тренинге в городе Самаре в декабре 2004 года сделало направление моей работы приоритетным в плане воспитания гражданственности. На уроках экономики учащиеся 10-11-х классов (мальчики) научились проектной деятельности не только в рамках школьной программы, но и в рамках акции «Я - гражданин России».

На первоначальном этапе мои ученики выявили проблемы школы через соцопрос администрации, педагогов, работников столовой, технического персонала, библиотекаря, учащихся, родителей. Получился огромный список проблем! Выявились такие проблемы школы, как: нет современной мебели, мало компьютеров в кабинете информатики, не всем учащимся хватает учебников в школьной библиотеке, пустые стены в рекреациях школы, нет диванчиков, слабое освещение в спортзале, не асфальтирована дорога к школе, мала зарплата работникам школы, старое оборудование в столовой, не хватает молодых учителей, недостаточно спортивных секций, грязно, т.к. не все учащиеся ходят в школу со сменной обувью, необходима новая аппаратура для школьных вечеров и т.д.

Затем каждый учащийся отметил в этом списке три проблемы, которые считает самыми важными для решения и которые возможно решить самим учащимся. Так, стало ясно, какие проблемы станут решать ребята старших классов в рамках проекта. Но когда я познакомила своих учащихся с проектной деятельностью акции «Гражданин», интерес ребят возрос, они стали смотреть на проблемы с позиции граждан, имеющих свои права, обязанности, возможность самостоятельно изменить ситуацию в лучшую сторону.

Ребята разбились на мини-группы для реализации выбранных проблем. Сформулировав проблему, поставили цели, задачи, наметили план действий и пригласили администрацию школы в лице директора Белоусовой Тамары Николаевны и заместителя директора по воспитательной работе Головачеву Татьяну Владимировну на встречу. Ведь проекты-то школьные! Следует сказать, что администрация школы очень серьезно отнеслась к проектам ребят. Каждый проект получил оценку и самое главное - поддержку со стороны администрации. Работа закипела!

На каждом уроке экономики (два спаренных урока в неделю) 5 минут отводилось промежуточному отчету групп по проекту, консультированию. Понятно, что в роли консультанта выступает педагог. И положительное в этом то, что другие группы могут спланировать, корректировать свою работу на примере других и даже дать совет. В это же время группе могли задаваться вопросы или звучать комментарии по поводу их деятельности. Ребята смогли привлечь родителей к проектной деятельности. На родительском собрании родители высказывались о том, что увидели в своих детях серьезных, взрослеющих людей.

До конца учебного года должно быть реализовано 6 проектов, направленных на улучшение школьной жизни. В настоящее время осуществлены проекты «Теннис в школе», «Сменная обувь - залог здоровья», «Дискотека в школе».

Параллельно члены школьной общественной организации «Белый орлан» совместно с общественной организацией «Глена» школы №8 готовились к городской акции «Я - гражданин России» с проектом «Экологический автобус». Кабинет экономики и географии превратился в творческую мастерскую. Здесь кипела работа до позднего вечера, в выходные, праздники и каникулы. Кем только не были ребята - и фотокорреспондентами, и аналитиками, и оформителями, и художниками, и компьютерщиками. Одновременно шла репетиция презентации проекта.

Ребята из других классов удивленно спрашивали, заглядывая в кабинет: «А что вы тут делаете?»

И слышали в ответ: «Гражданина!»

- Гражданина? А можно мы с вами?

- Можно! Чем больше граждан, тем меньше проблем!

И они абсолютно были правы. В любом государстве, обществе существуют проблемы. Одни проблемы могут быть решены правительством, Думой, другими структурами власти, но многие проблемы могут быть решены самими гражданами - взрослыми и не очень, т.е. учениками, и от этого жизнь станет лучше.

Эмма ЛИТВИНЦЕВА, тренер-консультант проекта