Конец XIX века, богемные круги Парижа. Начинающая поэтесса и прозаик Мари де Эредия (Ноэми Мерлан) влюбляется в поэта Пьера Луиса (Нильс Шнайдер), который также неравнодушен к ней. Казалось бы, ничто не может помешать счастью этих двоих, но - увы! - судьба разлучает их. Дело в том, что девушкой очарован и литератор Анри де Ренье (Бенжамен Лаверн). Воспользовавшись финансовыми затруднениями отца Мари, Анри практически покупает брак с красавицей. Выйдя за него замуж, героиня постепенно свыкается со своим положением, тем более что удрученный Пьер уезжает в далекое путешествие.
Когда спустя несколько лет Луис возвращается в Париж, друзья его находят переменившимся: он производит впечатление циничного, даже развратного человека, бесцеремонно обращающегося с любовницей-алжиркой Зухрой (Камелия Джордана) и практически не расстающегося с фотокамерой. Его чувства к Мари не угасли. Но может ли он теперь любить так, как способен был когда-то, - трепетно и верно?
Героине Ноэми Мерлан хочется такой любви, хотя и она изменилась за годы разлуки. Теперь это чувственная, зрелая, да к тому же творческая женщина, которая не прочь нарушить установленные обществом табу. Тем более что Анри, по-прежнему любящий, готов покорно мириться с неверностью супруги, лишь бы она не оставляла его.
Пьер и Мари начинают череду тайных встреч, особую пикантность их свиданиям придают фотосессии. Луис снимает свою подругу обнаженной в различных позах, а та, готовая раствориться в обожании, с удовольствием участвует в предложенной игре. Альбом с эротическими фотографиями мадам де Ренье и становится тем самым «куриоса», который, кстати, может вызвать улыбку зрителей: они в отличие от героев картины и их современников не найдут в снимках ничего, что могло бы всерьез шокировать.
Потрясением для женщины становится факт, что у Пьера много таких альбомчиков, а число любовниц-моделей исчисляется десятками. И вот тут киноистория, не имеющая в арсенале ни внятного сюжета, ни настоящего конфликта, ни (парадокс!) эротики как таковой, окончательно дискредитирует себя в глазах зрителя. И потому уже невозможно без иронии смотреть на муки Анри, подглядывающего за страстными объятиями жены и бывшего друга, а уж эпизоды, в которых маленький сын Мари тянется к Пьеру, как бы признавая в нем отца, и вовсе вызывают смех. Невольно обращаешь внимание на музыку - явно современные мелодии, это тоже повод улыбнуться.
Однако, несомненно, «Куриоса» заслуживает того, чтобы ее внесли в список самых красивых лент, снятых за последние несколько лет. Лица, вещи, интерьеры, композиции - это выше всяких похвал, что несколько примиряет с недостатками.
Что могло бы сделать фильм более глубоким, интересным, по-настоящему берущим за живое? Возможно, большая многогранность персонажей, если бы мы увидели в них не только участников банальных интрижек, но и по-настоящему талантливых людей, каковыми все трое были в реальности. Например, Анри де Ренье, член Французской академии, снискал славу блестящего стилиста, при жизни был признан классиком, а самый знаменитый роман Пьера Луиса «Женщина и паяц» выдержал несколько экранизаций (наиболее известная из них - 1959 года с Брижит Бардо в главной роли). Мари де Ренье в 1918 году была удостоена Большой литературной премии Французской академии. К сожалению, это осталось за кадром, и это тоже своего рода курьез.