Ключевые понятия: нетрадиционный урок; межпредметные связи, решение практических задач.
Новизна материалов и оригинальность педагогических подходов
Урок разработан в соответствии с принципами системно-деятельностного и компетентностного подходов к обучению. Это импровизированное учебное занятие содержит необычные элементы в условиях нетрадиционной учебной деятельности:
  • наличие воображаемой имитационной ситуации (форма проведения урока в виде научно-исследовательской экспедиции по двум морям - бескрайнему морю целых чисел и особенному и «хитрому» Азовскому морю);
  • интригующие приемы, создающие проблемные ситуации («Где логика?»);
  • эмоциональный фон урока, связанный с занимательностью учебного материала и межпредметными связями;
  • отказ от традиционной рабочей тетради и использование красочной специально разработанной для одного урока тетради на печатной основе - «Бортового журнала», в которую включены задачи урока в нетрадиционной форме, перечень интегрированных межпредметных заданий обучающего и контролирующего характера для классной и домашней работ с критериями оценивания, тестовые задания, таблица самооценивания с включением отметки учителя и результатов взаимооценивания, рефлексационные «паруса успеха».
Тема урока: сравнение целых чисел.
Класс: 6‑й.
Цель: создать содержательные и организационные условия для закрепления знаний учащихся о свойствах ряда целых чисел и умений сравнивать и упорядочивать целые числа с помощью комплекса средств для самореализации каждого ученика.
Тип урока: пропедевтический интегрированный урок математики, истории, географии, физики и русского языка; урок повторения и закрепления полученных знаний и умений.
Форма проведения урока: дидактическая игра.
Задачи
    образовательные: формировать навыки сравнения и упорядочивания целых чисел при решении практических задач прикладного характера; провести диагностику усвоения изученного материала по теме «Сравнение целых чисел»;
    развивающие: развивать представления о математике как форме описания и методе познания действительности; создавать условия для приобретения опыта математического моделирования; содействовать формированию общих способов интеллектуальной деятельности; содействовать формированию умения открывать новые знания о понятиях, определяющих данную предметную область знания, а затем анализировать способы своей работы с этим понятием; способствовать развитию способности к рефлексии (самоанализу) собственной деятельности и деятельности своих товарищей; развивать вычислительные навыки и пространственно-графические представления, образное мышление;
    воспитательные: стимулировать активность; повышать мотивацию к учению; способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету и ИКТ; воспитывать патриотические чувства; прививать учащимся навыки самоорганизации учебной деятельности; способствовать эстетическому восприятию жизни; формировать эстетическую культуру речи и письма; воспитывать культуру поведения и взаимоотношений и строить продуктивное взаимодействие; воспитывать ответственность, стремление к самообразованию.
Универсальные учебные действия
    предметные: 
- упорядочивать и сравнивать целые числа;
- использовать для записи сравнения целых чисел математические знаки;
- находить модуль целого числа;
- анализировать и осмысливать текст практической задачи;
- сопоставлять математическую и прикладную модели задач;
- строить логическую цепочку рассуждений;
    метапредметные:
- познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать взаимо­связь между объектами и их характеристиками;
- личностные УУД: умение соблюдать культуру поведения и взаимоотношений с учителем и одноклассниками на уроке;
- регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки;
- коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы;
    личностные:
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Дидактические подходы к обучению на уроке: системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению, интерактивные технологии.
Формы учебной деятельности: фронтальная коллективная, парная, индивидуальная самостоятельная.
Оборудование: специально разработанные тетради на печатной основе для одного урока, компьютер, экран для показа компьютерной презентации, лазерная указка, индивидуальные планшеты для рисования, медальоны для дидактической игры.
Методы, способы и приемы обучения на уроке:
  • объяснительно-иллюстративный (рассказ, просмотр компьютерной презентации, описание схемы);
  • репродуктивный (устный счет, решение заданий по образцу, беседа с опорой на правило);
  • проблемно-сообщающий (прием интриги, проблемные ситуации, дидактическая игра);
  • частично-поисковый (анализ кластера, таблицы, эвристическая беседа, решение текстовых практических задач, прием аналогии);
  • исследовательский (решение логических заданий, мозговой штурм, прием рефлексии).

​Наталия ГРОМОВЕНКО, учитель математики высшей категории, учитель-методист школы №4 города Тореза Донецкой Народной Республики