2. Институциональная модель

Первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления.

Активная работа в этом направлении проводится в Красноярске, в школе «Универс», где подготовлены учебные пособия «Введение в теорию и практику демократического образования» (И.Фрумин, Красноярск, 1998), «Образование для гражданского участия» (Сборник методических материалов, Красноярск, 1998).

Большую роль в разработке теоретических вопросов данного подхода играет деятельность А.Тубельского и его книга «Правовое пространство школы».

Фонд Сороса в своем проекте «Школа - правовое пространство» также использовал подобное понимание гражданского образования.

3. Проектная модель

Данная модель предполагает разработку и осуществление школьниками социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Проектная деятельность учащихся предполагает их активную деятельность по выбору определенной социальной проблемы, ее анализу и разработке вариантов решения. В данном случае подростки приобретают социальные компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации в окружающем сообществе. Примером данной модели является проект «Гражданин».

Помимо различных моделей существуют различные подходы к отбору и представлению содержания гражданского образования.

Подходы к содержанию гражданского образования

1. Ситуативно-воспитательный подход

Для данного подхода характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых и деловых игр, групповых дискуссий. Основой становится обращение к социальному опыту подростка, моделирование его поведения, воспитание через рассмотрение проблем. Этот подход уделяет особое внимание обсуждению ситуаций, которые являются близкими и понятными подросткам, моделированию социальных ситуаций, ролевым и деловым играм, в ходе которых учащиеся принимают определенные решения и аргументируют свою позицию. Для ситуативно-воспитательного подхода большое значение имеют моральные дилеммы, когда подросткам предлагаются ситуации сложного морального выбора, при этом не существует однозначного решения, а каждый вариант действия имеет как положительные, так и негативные аспекты.

Ярким примером подобного понимания гражданского образования служит курс «Граждановедение» Я.Соколова, где уклон делается в сторону изучения неоднозначных социальных вопросов, по поводу которых в обществе нет единого мнения, идут острые дискуссии и споры. На базе Научно-внедренческого центра «Гражданин» разработаны учебники для 5-9-х классов, проводятся семинары для преподавателей.

Эти же идеи лежат в основе проводимого в Санкт-Петербурге проекта по созданию серии учебных пособий «Живое право». В данном случае в центре внимания находятся правовые вопросы, но право понимается не как подбор законов для изучения наиболее важных нормативно-правовых актов, а является рамкой для решения возникающих перед подростком повседневных проблем.

Молодежный центр прав человека также разрабатывает ролевые игры и проблемные ситуации. На его базе создана «Книга для чтения», содержащая документальный материал. В центре внимания в этом случае находятся права человека. Предполагается акцент на рассмотрение ситуаций, связанных с соблюдением или нарушением прав человека. Предлагаемые ситуации носят исторический характер, взяты из современной жизни или изначально носят фантастический характер.

Образовательная программа «Мой выбор» включает пособия по учебной и воспитательной работе с подростками 8-9-х классов. Особенностью является рассмотрение ситуации выбора, когда у подростка есть несколько альтернативных решений, при этом каждый из вариантов выбора влечет за собой принятие ответственности за совершаемые действия. Предполагается активное использование курса во внеклассной и внешкольной деятельности.

2. Правовой подход

Сторонники правового подхода в гражданском образовании считают, что любой гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищать свои права и пользоваться законами. Право понимается как некая рамка или поле действия человека в обществе. Главной целью гражданского образования и воспитания считается формирование гражданско-правовой культуры (совокупности правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества), борьба с правовым нигилизмом, формирование уважения к демократически принятым законам и законопослушности. Конечной целью гражданского образования в данном подходе является формирование высокого уровня правосознания гражданина демократического общества. Правосознание представляет собой совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву.

Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность. Правовой подход также не исключает проектирования.

Правовой подход представлен курсом «Живое право», разработанным Санкт-Петербургским институтом права им. принца Ольденбургского - авторы А.Гутников и В.Пронькин.

Примером этого подхода является программа «Правовое образование в средней школе», проводимая Фондом правовых реформ. В рамках проекта подготовлена серия учебных пособий «Основы правового образования 8-9 кл.», «Беседы о праве» (для 7-го класса), «Право и лево» (для 7-го класса), «Право и экономика 10-11 кл» и др.

Сторонником подобного подхода является и Мушинский В.О. - автор нескольких учебников («Азбука гражданина» и «Основы правоведения»).

3. Политологический подход

Приоритет отдается изучению государства, политических идей, идеологий, партий и общественных движений, прав человека и конституционализма. Участие в политическом процессе понимается как основа гражданской компетенции. Рассматриваются принципы демократии, основные характеристики правового государства, формы политического участия граждан. Помимо теоретической части в ряде случаев предполагается и моделирование политического процесса - заседаний правительства и других государственных структур, формирование политических партий и общественных организаций, проведения выборов и избирательной кампании. Иногда учащиеся непосредственно соприкасаются с политикой - берут интервью у политических лидеров, анализируют реальные ситуации, связанные с политическим процессом. Вместе с тем не следует забывать, что российская школа отделена от политики и не может использоваться для пропаганды определенных идеологических представлений и идей.

Данный подход наиболее ярко отражен в подготовленных для школьников и преподавателей учебных пособиях А.Никитина «Политика и право», Н.Воскресенской и Н.Давлетшиной «Демократия: государство и общество», Р.Мухаева «Основы политологии», К.Гаджиева «Введение в политологию» и др.

4. Обществоведческий подход

Гражданское образование понимается как система знаний об обществе, окружающем мире, включающая основы политологии, социологии, философии, юриспруденции, психологии и других дисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек, находящийся в системе общественных отношений. Вместе с тем существует опасность излишней теоретизации и слишком большого для подростка объема получаемых сведений и фактов.

Данной концепции придерживается группа под руководством Боголюбова Л.Н. (учебники «Введение в обществознание», «Человек и общество»).

Этому направлению соответствует и проект, проводимый в Нижнем Новгороде, где составлено учебное пособие энциклопедического характера «Основы гражданского образования» (Нижегородский гуманитарный центр, 1996 г.).

В Санкт-Петербурге созданы учебники и учебные пособия Элиасберг Н.И. «Введение в социальную практику», а в Самарской области - «Основы жизненного самоопределения». Изданы учебники и учебные пособия А.Кравченко («Обществознание»), О.Кишенковой и А.Иоффе («Основы обществознания»), Е.Корольковой и Н.Суворовой («Граждановедение»).

5. Культурологический подход

Акцент делается на сравнительном анализе культур различных народов мира, изучении опыта становления современной цивилизации, поиске общечеловеческих ценностей и выделении культурных особенностей. Это способствует формированию толерантного отношения к представителям других народов и культур, понимания и уважения культурного разнообразия. Культурологический подход может успешно интегрироваться другими вариантами реализации гражданского образования и воспитания, в первую очередь это касается правовой и политической культуры.

Наиболее ярко этот подход отражен в работах П.Гуревича (курс «Введение в философию», «Философский словарь»).

Интересный взгляд на гражданское образование предлагает И.Фрумин, который считает, что в России существует два подхода: дисциплинарный и деятельностный. При этом под дисциплинарным подходом понимается акцент на знаниях, деятельностный же подход предполагает вовлечение школьников в демократическую деятельность (прежде всего путем школьного самоуправления).

Деятельностному направлению в гражданском образовании созвучен компетентностный подход. Как отмечают В.Болотов и В.Сериков, «компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы... Здесь от ученика требуется постановка самой задачи, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений. Отсюда и название метода, обеспечивающего формирование компетентности - проектный». Компетентностный подход является новым явлением в отечественном образовании. Он только начал внедряться в школьную практику. Данный подход имеет множество плюсов - переход от передачи знаний к освоению знаний и применению их на практике, высокая мотивация обучения, личностно-ориентированное образование. Он не отрицает знаний, стремится представить знания в такой форме, которая приведет к личностной самореализации. Однако многим преподавателям будет сложно принять этот подход, поскольку он предполагает подготовленность учителя к осуществлению образовательного процесса совершенно по-новому - через введение учебных задач - ситуаций, которые ученик будет решать с помощью учителя. Требуются также по-новому подготовленные авторы учебников и учебных пособий, способные представить учебный материал в виде учебных задач и ситуаций, не принижая знаниевого компонента. В.Болотов и В.Сериков предлагают не замену одной модели на другую, но их сосуществование (см. их статью в книге «Активная школа». М., 2005). Время покажет, насколько компетентностный подход сможет внедриться в российское образование.

Оптимальным является сочетание различных моделей и подходов, когда в школе создается демократическая обстановка (институциональная модель), преподается курс граждановедения, дающий учащимся гражданские знания и умения применить их на практике (предметная модель) и реализуются социальные проекты, направленные на изучение проблем местного сообщества и поиск их решений (проектная модель).

Представленные в данном пособии идеи, подходы, методы найдут большой отклик в деятельности преподавателей, если будут соблюдены следующие условия.

Российская образовательная традиция является энциклопедической, большой акцент делается на знаниях. Наблюдаемое в настоящее время движение за отказ от излишнего энциклопедизма, перегруженности учебного материала информацией закономерно и обоснованно. Однако при этом не следует излишне принижать знания, обеднять содержание образования легковесным и поверхностным материалом. Представляется, что учебные курсы, лишенные глубокого знаниевого компонента, не будут пользоваться успехом у преподавателей, не будут востребованы.

Предметный, или дисциплинарный подход вполне совместим с деятельностным. Если в рамках учебного предмета будет уделяться внимание активным методам обучения, мотивации, интеллектуальным умениям, ценностям, применению получаемых знаний на практике, будет достигнут необходимый баланс в развитии гражданских компетентностей.

Использование активных и интерактивных методов обучения ради них самих (как это иногда происходит) не приведет к полноценному результату. Лишь основываясь при дискуссии, ролевой игре и других активных формах деятельности на изучении глубоких понятий и принципов демократии, можно воспитать информированного, думающего, умеющего и желающего действовать гражданина.

Как мы видим, обучение демократии - такой же процесс, как сама демократия. Поэтому изучение опыта других стран, сравнительный анализ позволят обогатить гражданское образование в нашей стране и повысить его эффективность.

Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, первый вице-президент Ассоциации «За гражданское образование»