Начнем с того, что умение читать, писать, решать задачи еще не залог успешной адаптации. Ребенку важнее уметь ориентироваться в окружающем мире, различать цвета, времена года, право и лево, владеть простейшими жизненными навыками - завязывать шнурки, переодеваться на физкультуру, ходить в туалет. Еще важно умение следовать инструкциям, полученным от взрослого - родителя, педагога.
В рамках проекта «Эффективная начальная школа» у московских родителей есть возможность выбрать для ребенка трехлетний срок обучения в начальных классах вместо обычного четырехлетнего. Решение об участии в проекте следует принимать с учетом возможностей ребенка, состояния его здоровья и, конечно, прислушавшись к рекомендациям специалистов социально-психолого-педагогической службы и администрации школы.
Один из вопросов, который часто задают мне родители будущих первоклассников, - о выборе учителя. Как директор, как мама и как учитель начальных классов я рекомендую не доверять слухам и сарафанному радио. Нужно проанализировать информацию о жизни школы из открытых источников, встретиться с учителями, набирающими первые классы, посетить их мастер-классы, открытые занятия, опять же проконсультироваться со специалистами социально-психолого-педагогической службы школы. В нашей школе есть бесплатная опция для родителей будущих первоклассников - подбор учителя в соответствии с особенностями ребенка.
Летом родителям не стоит прекращать занятия с ребенком, но нужно постараться сделать их максимально приятными и незаметными для него. Посчитайте ракушки на берегу моря, птиц на проводах, бабочек на лугу, цветы на клумбе, попросите назвать их цвет, сравнить по величине. Спросите, что он видит вокруг во время поездки на машине или в общественном транспорте. Больше общайтесь и, конечно, следуйте рекомендациям, полученным на лето от специалистов.
Период адаптации к школьной жизни, к новому коллективу, требованиям и режиму у каждого ученика свой. Кому-то достаточно двух недель, у кого-то он длится до года. Поэтому не стоит перегружать первоклассника в том числе занятиями в кружках и секциях. Главное - это сон, правильное питание, прогулки и общение. Верьте в своего ребенка, поддерживайте его, не ругайте за неудачи, советуйтесь с классным руководителем. Помните, что от первых дней в первом классе зависит его будущее отношение к школе вообще.

Зоя ЧЕРНЫШЕВА, директор школы №158, Москва