- Прошел год с тех пор, как ваша школа начала участвовать в проекте «Математическая вертикаль». Каковы первые результаты?
- Мы вступили в этот проект самыми первыми. Его апробация проходила у нас в школе еще до того, как он был официально объявлен. А дети, ученики 7‑го класса, подключились к проекту со второго полугодия. Первые результаты уже есть: ребята делают несколько больше, чем это предусмотрено обычной школьной программой, решают более интересные и содержательные задачи, имеют широкие возможности участия в кружках, дополнительных занятиях математической направленности. Все это дает надежду, что и дальше проект будет успешно реализовываться, что он будет полезен и востребован.
- Каких успехов можно добиться, участвуя в этом проекте, на ваш взгляд?
- Я бы разделил достигнутые нами успехи на несколько групп.
Организационные достижения. Благодаря проекту дети учатся планировать свое время, не ограничивают себя только уроками, а участвуют в разных мероприятиях. Часть из них проходит на территории школы, часть - в городе. К таким мероприятиям, например, относится командная интеллектуальная игра «Математическая абака», участники которой решают нестандартные и интересные задачи на скорость.
Огромные успехи в подготовке учителей. Тут очень существенна помощь ресурсных центров, готовящих преподавателей для этого проекта. Наш - МГУ имени М.В.Ломоносова, он направляет к нам специалистов и студентов, которые проводят вместе с учителями математические игры. Огромную помощь в подготовке учителей оказывают дистанционные курсы Центра педагогического мастерства, позволяющие педагогам овладеть методикой решения сложных и необычных задач. В центре учителя проходят тестирование и курсы повышения квалификации. Наши педагоги проходили подготовку в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Кроме того, мы получаем помощь от Московской электронной школы, где размещены пособия, материалы, которые может использовать каждый учитель, даже тот, который не включен официально в проект «Математическая вертикаль».
Успехи учеников. Ребята учатся в классах «Математической вертикали» лишь первый год, но при диагностиках и тестировании мы уже наблюдаем у них стремление выполнить как можно больше предложенных заданий, а не ограничиваться традиционным подходом «сделал что смог». Это качественно новый подход для детей.
И еще у нас есть очень интересный и неожиданный результат: учителя других предметов - физики, информатики, химии - начинают самостоятельно действовать по модели «Математической вертикали». Они используют такие же приемы и подходы для подготовки своих учеников к сложным интеллектуальным соревнованиям.
- Чем занятия в этих классах отличаются от обычных уроков математики?
- Это другое содержание образования, нестандартный подход к обучению. Мы привыкли к тому, что что-то интересное должно предлагаться детям в кружках во второй половине дня. Это неправильно! С увлекательным и занимательным, а главное - развивающим ребенка можно ознакомить и на уроке - это ключевой момент. Главное в «Математической вертикали» - это и содержание уроков, и другое наполнение занятий во второй половине дня.
Кстати, опосредованный результат «Математической вертикали» - увеличение количества ребят, принимавших участие в математическом празднике для 6-7-х классов (с 1990 года проходит ежегодно в зданиях МГУ имени М.В.Ломоносова, традиционно включает в себя олимпиаду для школьников, лекции для школьников и родителей, математические игры). С запуском проекта мы связываем появление более содержательных работ. То есть ребенок не просто участвует в олимпиаде, но приходит туда, точно зная, какого уровня сложности задачи ему будут предложены. Мы начинаем получать качественно другие работы, наполненные разными способами и подходами к решению задач, а подчас и очень интересными идеями.
В этом учебном году была впервые проведена олимпиада по экономике имени Л.В.Канторовича для учащихся 7‑х и 8‑х классов, которая стала аналогом регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике (для мальчишек и девчонок этого возраста регионального этапа на Всероссийской олимпиаде школьников нет).
Наши ученики из «Математической вертикали», принимавшие участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады по экономике, показавшие хорошие результаты именно в ее математической части, были приглашены на олимпиаду по экономике имени Л.В.Канторовича. Они не испугались предложенных заданий и выполнили их.
- Что думают по поводу «Математической вертикали» родители?
- Если это полезно ребенку, то будет поддержано любым родителем вне зависимости от того, есть в семье математик или нет.
- Как школьники попадают в классы «Математической вертикали»?
- Появление «Математической вертикали» влияет на популярность математики в школе. В эти классы есть отбор. Но цель этого отбора не «отсечь» ребят, а показать уровень необходимой подготовки. При этом на каждом году обучения ученик, который достиг соответствующих успехов, может пройти тестирование и быть зачисленным в такой класс. У нас из пяти седьмых классов один класс «Математической вертикали», а на занятиях кружков и в математических играх принимают участие все желающие.