Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
- Избыточный объем работы учителя снижает качество учебного процесса. Поэтому нагрузку педагогов - учебную, внеурочную, отчетную - следует регламентировать. При этом необходим «потолок» нагрузки, выше которого она простираться не может. Согласно исследованиям Народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования» сумма часов, которые учитель посвящает решению рабочих задач, составляет около 68 70 в неделю. Средний объем учебной нагрузки педагогов, по нашим данным, также немного выше, чем в TALIS, - в некоторых регионах он составляет 30 30,5 часа. Такие данные были получены нашими экспертами на основе опроса более 3000 учителей из 82 регионов России в 2018 году. Половина, а то и большая часть времени, отведенного работе, у учителя уходит на бюрократические вопросы. Помимо стандартных отчетов по успеваемости, воспитательной работе, диагностике и посещаемости в ходу и другие изобретения бюрократической мысли. Учителя вынуждены вести сбор документов для личных дел учеников, подавать сведения о трудоустройстве выпускников и даже считать количество и мощность лампочек в светильниках. Также до сих пор педагоги сообщают нам о случаях параллельного ведения бумажных и электронных журналов успеваемости. Снижение нагрузки на педагога - одна из главных задач, которые стоят сейчас перед нашей системой образования. Конечная цель - создание такой системы оплаты труда, которая позволит нормировать труд учителя, установит предел его занятости и определит достойный уровень оплаты.  Это позволит избавить педагогов от выполнения непрофильной работы и сосредоточить их усилия на решении задач образования и воспитания детей.

Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования:
- Во-первых, и это очевидно, необходимы реальное повышение гарантированной части оплаты труда - ставки заработной платы (оклада учителя), весомое увеличение доплаты за выполнение обязанностей классного руководителя и т. д. На сегодняшний день, когда регионы рапортуют о том, что предусмотренный указом Президента России от 2012 года целевой показатель повышения зарплаты уже достигнут, старательно замалчивается, за счет чего достигаются такие показатели. А происходит это во многом за счет интенсификации учительского труда. Мониторинги показывают увеличение учебной нагрузки учителей до 1,7 2 и более ставок! О каком качестве образования, о каком непрерывном повышении квалификации, росте профессионального мастерства педагогов в этой ситуации можно говорить? Во-вторых, необходимо скорейшее решение проблемы освобождения учителей от избыточной административно-бумажной работы. Общероссийский профсоюз образования совместно с Министерством просвещения ведет целенаправленную разъяснительную работу по решению этого вопроса. Не раз предлагались совместные рекомендации регионам по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов. В профсоюзе были подготовлены методические рекомендации «Устраняем избыточную отчетность!» для разных категорий педагогических работников, где детально прописано, какая отчетность входит в обязанности педагога, а что навязывается сверх нормативов. Но бумажный воз и ныне там… Видимо, без принятия соответствующих поправок к Федеральному закону «Об образовании в РФ», которые сегодня разрабатываются с участием профсоюза, Комитета по образованию и науке Государственной Думы и в Минпросвещения, данную проблему не решить.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского - серебряного призера Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2018, Московская область:
- Нагрузка учителей складывается из многих составляющих, 18 часов аудиторной нагрузки предполагают столько же времени для подготовки, проверки работ, повышения квалификации. В связи с последними изменениями больших затрат времени требуют работа над рабочими программами, проведение диагностических работ с вводом их результатов в различные системы, формирование цифрового портфолио учеников, что пока является работой классных руководителей. Отдельных затрат времени и напряжения требует постоянное вмешательство в учебный процесс с целью проведения единых уроков, прямых включений, различных акций и исследований. В связи с интенсивными преобразованиями в социуме и цифровизацией от учителя постоянно требуется повышение квалификации, приветствуется, если он ведет свой сайт или блог, публикует свои материалы. В результате внеурочная методическая работа уже составляет больше 18 часов. Но работать на одну ставку теперь стало непозволительно, так как в этом случае средняя зарплата по школе будет ниже той, которая требуется. Чтобы достичь требуемого показателя, учителю приходится брать дополнительную нагрузку, вести курсы в системе платных образовательных услуг. И, что печально, страдает качество преподавания: нет времени проверять детские работы, обновлять свой методический арсенал. Вероятно, нам помогут сингапурские технологии…

Светлана ПРОКОФЬЕВА, учитель английского языка гимназии «Учебно-воспитательный комплекс №1», Воронеж:
- Про себя могу сказать, что особенной бумажной загруженности не чувствую. Возможно, потому что я люблю бумажную работу, мне не в тягость возиться с отчетами. К тому же в нашей школе так распределены обязанности, что если ты не классный руководитель, то нагрузки у тебя вполне терпимые. У завуча много обязанностей, но она не перекладывает их на других, выполняет сама, а нам, руководителям методобъединений, дает задания. Моя обязанность - работа с одаренными детьми и олимпиадниками. Когда я сдаю отчеты по участию во всероссийских олимпиадах, приходится отслеживать много бумаг и составлять большую таблицу. Часто бывает, что запросы на отчеты присылают несколько организаций, например, и городской отдел образования, и областной. Приходится дублировать отчеты. Если бы запросы были согласованы или создавалась какая-нибудь единая база данных, думаю, это облегчило бы работу и нам, и тем, кто эти результаты запрашивает и использует в дальнейшем.

Любовь ГОРДЕЙЧУК, участница Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014, учитель русского языка и литературы школы №19, Заполярный, Мурманская область:
- Считаю, что в создавшейся ситуации помогли бы рабочие программы, которые составляли бы методисты, так было в советской школе. Спросила у коллег, они говорят, что отчетности добавляет одновременное ведение двух журналов – электронного и бумажного. И, конечно, если убрать непонятно для кого составляемые отчеты и бумаги, жить стало бы легче!

Валерий МАКАРСКИЙ, директор гимназии №2, Тосно, Ленинградская область:
- С одной стороны, электронный документооборот существенно облегчил жизнь обществу, но, с другой стороны, с его введением жизнь учителя мало изменилась. Сказать, что у педагога появилось больше свободного времени, нельзя. Потому что теперь у него больше объем заполняемых документов. Кроме того, проблема в том, что электронных платформ много, они требуют загружать информацию в том или ином формате. И эти форматы между собой различаются. На мой взгляд, необходимо каким-то образом стандартизировать форматы документов, согласовать их и настроить электронные системы так, чтобы им было достаточно одного варианта. Также нужно понимать, что учитель мог бы с этим справляться, если бы работал не на 1,5-2 ставки, а на 1 ставку и получал бы за эту ставку 40-50 тысяч рублей в месяц. Сейчас он получает эти деньги за 30 и более часов в неделю.

Ольга КОВРУ, член клуба «Наставник» Общероссийского профсоюза образования, победитель конкурса «Лидеры Карелии», Петрозаводск: 
- Почему-то мне кажется, что это замкнутый круг. Разгрузишь одно, появится другое. С каждым годом появляются новые проекты, ставятся новые задачи, направленные на стимулирование необходимых системных изменений в российском образовании, на повышение его качества, но они же несут за собой новую отчетность, в том числе для педагога. Разные проекты по информатизации образования, которые активно реализуются на территории РФ с 2005 года, внедряют информационные технологии в школы. Автоматизированное рабочее место учителя сегодня можно встретить практически в каждом школьном кабинете. Казалось, что компьютеры в том числе упростят, сократят административно-бумажную работу, но все наоборот. Автоматизированные информационные системы (АИС) NetSchool, Дневник.ру, БАРС и другие дают большое преимущество учреждению и педагогу в части упрощения подготовки и минимизации объема документации. Но случается так, что в школе посреди года меняется АИС, и не передать словами, какой ужас это для педагогов, а также родителей учеников. Многие учителя Карелии пережили этот ужас с внедрением системы БАРС. В подобной ситуации некоторые школы полностью возвращаются к бумажным журналам. Обязательно нужно вспомнить процедуру аттестации, которая в большинстве регионов заставляет педагогов собирать килограммы документов. Карелия – исключение, мне удалось в свое время значительно сократить объемы предоставляемых материалов на аттестацию. Как информатик по образованию, верю, что будущее за автоматизированными информационными системами, но для того чтобы АИС действительно разгрузила педагога, необходим качественный продукт, грамотное и профессиональное внедрение, а также техническая готовность школы.