Организация досуга детей - важный аспект процесса их воспитания. Искусство, и театральное искусство в частности, оказывает воспитательное воздействие, которое трудно переоценить.
Театральная студия «Алмаз» нашей школы работает в качестве студии уже семь лет, но ее истоки берут начало из двух творческих коллективов, сформировавшихся в школе ранее, в 2005 году, - танцевальной и театральной студий.
Уже на начальном этапе работы студии наметился формат, несколько отличный от обычного школьного кружка, не позволявшего реализовать все намечаемые цели, главной из которых была преемственность - переход учащихся из одной возрастной группы в другую и организация обучения, которое позволило бы ученикам студии овладеть профессиональными умениями и навыками не только на базовом уровне.
Наша студия рассчитана на разные возрастные группы - с 1‑го по 11‑й класс. Некоторое время назад мы открыли самую младшую группу для ребят из детских садов. Нужно отметить, что понятие «студия» достаточно быстро вошло в название нашего объединения дополнительного образования, так как содержание его работы подразумевало не только участие ребят в различных выступлениях и спектаклях, но и серьезную учебную подготовку по основным театральным дисциплинам.
Для реализации поставленных целей постепенно были разработаны программы, включавшие материалы учебного курса театральных вузов. В учебные программы студии включены элементы системы К.С.Станиславского, актерской техники, разработанной М.А.Чеховым, В.Э.Мейерхольдом, Е.Б.Вахтанговым, Ли Страсбергом, а также современные разработки лучших театральных педагогов.
Ученики нашей студии имеют возможность посещать занятия по мастерству актера, сценической речи, сценическому движению, вокалу и танцам. Специального отбора в студию не предусмотрено, мы открыты для всех желающих. Ребята, позанимавшись какое-то время, сами для себя решают, подходит ли им такая деятельность. Однако нужно отметить, что для участия в спектаклях предусмотрен отбор по результатам обучения. Спектакли являются некой формой итогового экзамена для наших студийцев, где им предоставляется возможность не только показать владение основами театральных дисциплин, но и раскрыть свой творческий потенциал.
Необходимо сказать, что благодаря тому что наша студия работает в современной московской школе, мы имеем возможность расширять и совершенствовать методы и подходы в образовательной и воспитательной сферах. Современные технологии обучения позволяют быстро и качественно получать необходимую информацию, просматривать интервью с известными мастерами театрального дела, видеть отрывки и полноценные спектакли, которые уже не идут на сценах театров, организовывать видеоуроки по истории театра, знакомиться с живописью, музыкальными и хореографическими творениями выдающихся авторов, не выходя из стен школы. Однако, находясь в сердце театральной жизни страны - городе Москве, было бы недопустимо ограничиваться лишь информационными ресурсами, поэтому для учащихся студии систематически организуются посещения спектаклей на лучших сценических площадках Москвы, где они имеют возможность учиться у выдающихся актеров и режиссеров, наблюдая и анализируя впоследствии их работу.
Также благодаря программе сотрудничества современной школы и вузов удалось наладить связь и заключить соглашение о сотрудничестве школы с Высшим театральным училищем (институтом) имени М.С.Щепкина и Институтом русского театра. В рамках этого соглашения в студии проводятся мастер-классы выпускниками и педагогами вышеуказанных институтов по мастерству актера, сценической речи и сценическому движению. Также ребята посещают показы экзаменационных работ и дипломных спектаклей студентов этих институтов.
Результаты занятий в студии, как учебные, так и личностные, нельзя недооценить. Некоторые студийцы, пройдя весь путь обучения от младшей возрастной группы (6-7 лет) до 9-11‑го классов, решают продолжить этот путь в профессии и успешно поступают в театральные вузы Москвы.
Для многих ребят занятия в студии становятся не средством поступления в театральные институты, а мощным инструментом избавления от комплексов, раскрытия своего потенциала, самовыражения и самоопределения в пространстве современного общества. Нельзя не сказать, что для ребят из неполных или неблагополучных семей учеба в студии является своеобразной сферой, где они чувствуют себя защищенными от стресса внешнего мира. За годы работы нашей студии в ней сформировалась особая дружественная творческая атмосфера, в которой дети ощущают себя психологически комфортно, обретая практически второй дом, или семью, но особую - театральную. Они с удовольствием приходят на занятия и репетиции и, если возникает необходимость (особенно перед выпуском спектаклей), добровольно задерживаются после занятий, чтобы еще раз проработать свои сцены.
Несмотря на насыщенную программу занятий и подготовки спектаклей, ребята имеют возможность участвовать в творческих мероприятиях и конкурсах, где нередко занимают призовые места.
- Моему сыну 16 лет, - говорит Н.Под­кол­зина, - и шесть лет из них он занимается в театральной студии «Алмаз». За эти годы в нашей семье появилась новая традиция - ждать премьеры спектакля. Каждый раз вечер премьеры - это волнительное ожидание. И каждый раз восторг и восхищение от увиденного. Потрясающие постановки, сценография, костюмы и игра ребят. Я думаю, мне очень повезло, что у моего сына появился этот мир - театральная студия. В самый пик подросткового возраста он стремился туда, а не на улицу. В студии у него есть все - друзья, единомышленники, авторитетные взрослые и драйв от творческого процесса. Искренне хочется пожелать нашей театральной студии процветания и новых шедевров.
Роль искусства в развитии ребенка неоценима, а такого многогранного и мощного по воздействию, как театральное, тем более. На своем опыте, видя результаты нашей работы, счастливые лица студийцев и их родителей, мы в очередной раз убеждаемся в этом и считаем, что приобщение школьников к театру и непосредственное вовлечение их в театральную деятельность должны становиться нормой или даже обязательным компонентом воспитательной системы современной школы.

Мария ЗАЛЕССКАЯ,
Михаил НЕВЕЖИН,
педагоги дополнительного образования школы №17