Однажды моя дочь, будучи студенткой лингвистического университета, попала на обычное занятие в нашей театральной студии. Ее поразило то, как мы все - и учитель, и ученики - раскрепощаемся, бьемся над появлением нужного звука, ищем смысл слова, пытаемся сказать это слово так, чтобы донести его смысл до других и просто купаемся в разных эмоциях. Я и студийцы-первоклашки работали над чудесной сказкой К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна». Когда ребята разошлись по домам, она спросила: «Мама, почему в моей школе не было такой театральной студии?» Я задумалась. «Не знаю. Наверное, некому было взять на себя заботу о школьном театре», - неуверенно ответила я, испытывая угрызения совести, потому что со своим собственным чадом не занималась так, как сейчас с другими детьми, хотя преподавала в ее школе. Тогда я даже и подумать не могла, что стану руководителем театральной студии.
С тех пор я периодически задаюсь вопросом: нужен ли сегодня, во времена сверхмощных передовых компьютерных технологий, театр в каждой школе с его на первый взгляд простыми радостями?
Ответ, как мне кажется, очевиден: да, он просто необходим детям! С этим многие согласятся. Но неужели качественное преподавание, например литературы, напрямую связанное с пониманием и глубоким анализом текста, изучением выразительных средств языка, не может заменить школьный театр?
С раннего возраста человек примеривает на себя разные роли. Это роли мальчика или девочки, мамы или папы, ученика или учителя, тренера, друга, наконец роль политического деятеля. Именно на сцене ребенок учится соотносить данную ему роль и стиль поведения своего героя. Часто от репетиции к репетиции возникают варианты проигрывания этой роли, внесения того личного, что маленький актер наблюдал в жизни, что ему кажется важным. Он уже творец! Можно сто раз прочитать, каким был, например, Буратино, но, примерив эту роль на себя здесь и сейчас, школьник лучше усвоит тот или иной способ поведения этого мальчишки. И речь идет не просто о добре и зле. Играя какую-либо роль, ребенок погружается в мир этого персонажа, представляет, как тот двигается, говорит, перенимает характерные для того жесты, интонации. Таким образом, создавая характер, маленький артист думает о нюансах поведения своего героя и приходит к выводу, что, оказывается, нет идеальных людей и даже положительный герой может ошибаться или под влиянием момента проявлять отрицательные качества. Например, Буратино - добрый и веселый мальчик. Он всегда приходит другим на помощь в трудную минуту, но одновременно ленив, не хочет учиться. Каждый имеет свои недостатки, но эти недостатки можно прощать, вести с ними борьбу. Перенося стиль поведения своего героя со сцены в реальную жизнь, ребенок учится видеть в ней не только черное и белое! Он учится радоваться жизни, находить в ней и развивать в себе то, что помогает ему лучше выполнять ту или иную важную в данный момент роль. Например, роль ученика, студента или сына. Все это помогает школьнику осознавать и находить свое место в жизни. Такому, просто сидя за партой, не научишься!
Наверное, главное в деятельности школьного театра - социализация актеров. Но не только! Безусловно, это и спектакли, которые показывают дети. Спектакль - это готовый продукт, который оценивают зрители. Здесь важны игра актеров, костюмы, декорации, музыкальное сопровождение. Но все это итог огромной подготовительной работы, которую зрители не видят! Именно эта подготовительная работа над спектаклем - еще одна причина, по которой театр просто необходим каждой школе. Сейчас объясню, почему. Но сначала небольшое лирическое отступление.
Я руковожу маленькой театральной студией довольно давно, 12 лет. Кроме того, я учитель начальной школы, у которого очень много работы, да еще проверка тетрадей каждый день, так что, как говорил один молодой преподаватель литературы из повести А.Адамова «Дело пестрых», которому предложили руководить драмкружком: «Я, конечно, могу, но… в то же время не могу». Каждый год я думаю: «Все! Не могу. Тяжело. Обещала домашним, что брошу эту работу, так как она отнимает огромное количество сил. И кому это все нужно?!» Потом понимаю: мне все это нужно! Детям нужно и их родителям! Скучно только решать задачи. Как-то одна очень уважаемая, ответственная за воспитание подрастающего поколения дама, которой понравился наш веселый, яркий, музыкальный спектакль, спросила меня: «А сколько спектаклей вы ставите за год?» Я ответила: «За год мы ставим только один спектакль». Дама была, наверное, разочарована моим ответом. Но что поделаешь. Спектакль - это махина. От его замысла до воплощения пролетает как раз год. А происходит это так. Вот мы несколько раз показали наш спектакль разной публике и тут же начинаем думать, что бы нам сыграть в следующий раз! Рассматриваем все предложения от ребят и родителей, выпускников нашей театральной студии. Ищем произведение, которое бы всем нам понравилось. Берем только лучшие образцы русской и зарубежной литературы и музыки, ибо то, что происходит на сцене, должно неизменно повышать уровень культуры актеров и зрителей. Скажу честно, что последнее слово все-таки остается за режиссером, так как всегда нужно учесть количество героев, иметь возможность ввести новые персонажи и использовать массовые сцены, чтобы у каждого была своя, пусть даже очень маленькая, роль. Спектакль, как ребенок, должен родиться! Режиссер вынашивает замысел спектакля, пишет сценарий, испытывая муки творчества. И вот настает момент, когда мы все вместе читаем сценарий и актеры начинают пробовать себя в разных ролях. Потом распределяем эти роли, и начинается главное, ради чего мы тут все собрались, - вживание актера в роль и репетиции, репетиции, репетиции!
На этом этапе подключается старшее поколение - родители. Так как дети еще маленькие, родители вместе с режиссером придумывают и создают декорации, шьют костюмы, иногда помогают с музыкой. Они живут школой, ее радостями и печалями, проблемами и заботами. А главная забота у нас общая: вырастить порядочных, образованных людей, достойных граждан. Родители вместе со своими детьми заняты одним интересным делом. Что может быть лучше! Знаете, я вспоминаю, как один папа, занимающий высокую должность в силовой структуре, расшил бисером туфельки своей дочери, которая играла роль царевны, а его супруга создала такую декорацию, которая бы и в Большом театре смотрелась прекрасно. Это был настоящий шедевр инженерного, дизайнерского и швейного искусства! Думаю, что их дочь, когда вырастет, будет с любовью вспоминать это счастливое время. А пока она выступает на школьных праздниках, поет, танцует и много трудится, чтобы связать свою жизнь с искусством.
Могу сказать больше. Общение на почве искусства в рамках школьного театра приносит пользу не только моральную, но и физическую. Лет 12 назад мама моей ученицы перенесла инсульт. Но, несмотря ни на что, она принимала самое горячее участие в работе нашей театральной студии: ставила танцы, шила потрясающие костюмы, да просто жила этим школьным театром. Она очень быстро пошла на поправку, работает, ведет активный образ жизни. Вот такая реабилитация. Именно благодаря жизнестойкости этой женщины работа нашей театральной студии не ограничилась показом одного или двух спектаклей.
Очень радует меня то, что некоторые дети, которые не учились в музыкальной школе, открыли в себе певческий талант именно в нашем школьном театре и теперь учатся на вокальном отделении одной из ДМШ Москвы. Я счастлива и горда, когда мои подросшие воспитанники читают со сцены стихи, поют и танцуют, помогают малышам выступать, дают им советы. Я иду по школе, встречаю своих учеников и одновременно актеров школьного театра, и настроение мое улучшается, прибавляется сил, мы улыбаемся друг другу, так как вместе прожили очень интересные несколько лет жизни и проросли друг в друга! Дорогого стоит и то, что выпускники школы с благодарностью вспоминают школьный театр и считают, что в их студенческой жизни сценическая закалка играет большую роль, ведь ораторское искусство, умение держать себя перед разной аудиторией, креативное мышление - всему этому учит театральная студия.
И дети, и родители, и учитель - все общаются в одном большом коллективе - школьном театре, открывая друг у друга разные таланты. Нам хорошо и интересно вместе. Наша жизнь обеднела бы без этого чуда.

Нина ЛАПУШКИНА,
учитель начальных классов школы №1507