Причиной может быть недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. В речи детей это проявляется в замене при произнесении одного звука другим или смешении нескольких звуков. Например, оглушение звонких согласных или озвончение глухих, смягчение согласных, смешение свистящих и шипящих, сонорных звуков. Ребенок говорит панан вместо банан, мач вместо мяч, ейка вместо лейка, штарушка вместо старушка.
Стоит заметить, что если ребенок коверкает слова, переставляет или заменяет в них слоги и даже простые слова вызывают у него трудности, то, скорее всего, специалист скажет родителям, что есть нарушение слоговой структуры слова. А это значит, что, называя предметы на картинках, ребенок будет делать следующие ошибки. Пропуск слога: «сина» - «машина»; добавление лишнего слога: «команата» - «комната»; перестановка слогов: «ядага» - «ягода»; пропуск или добавление согласной: «гом» - «гном», «лимонт» - «лимон»; уподобление слогов: «мамако» - «молоко», многократное повторение слогов: «кококосы» - «кокосы». Стойкие нарушения слоговой структуры являются одной из причин медленного накопления словаря, трудностей усвоения таких грамматических категорий, как род, число и падеж. Поэтому нарушение слоговой структуры слова затрудняет развитие всех сторон речи: произносительной, лексической и грамматической.
Формированием слоговой структуры слова занимается логопед, но закреплять произнесение трудных слов можно с ребенком и дома. Начинать работу возможно с более простых слов, по мере усвоения расширять отрабатываемый материал. Прежде чем начинать работу над словами, полезно будет сформировать у ребенка неречевой ритм. Нужно научить его по заданию хлопать в ладоши один, два и три раза, научить хлопать тихо и громко, затем сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: мы-ло, ма-ши-на. Прекрасной альтернативой отхлопыванию слов будут являться отстукивание слогов по столу, ритмичная ходьба, подъем по лестнице, подбрасывание мяча с проговариванием слогов, пальчиковое пианино.
Наглядно ознакомить ребенка со слоговой структурой слова поможет очень простая игра. Разрежьте картинки на столько частей, сколько слогов содержит данное слово. Например, картинку, на которой изображена собака - на 3 части. Проговаривая поочередно каждый слог, ребенок собирает картинку. Отработав таким образом слово, переходите к составлению предложений с этим словом.
Очень важно во время работы не обращать внимания на неправильное произношение звуков, если таковое имеется. Это будет отвлекать ребенка. В это время ваша цель - научить говорить слова, соблюдая слоговое наполнение.
И помните: правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка.

Наталья МИНЬКИНА,
учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы