Жизнь человека малосодержательна и суетна, когда за практической деятельностью не стоит духовный интерес. Профилактикой духовности может являться соблюдение принципов гражданской нравственности, а для развития духовных качеств полезно совершенствовать личную совесть (наш внутренний судья). Наличие духовного мира открывает значительные возможности преображения жизни общества. Однако социально-политические, в том числе милитаристские, техногенные, философско-идеологические и другие цивилизационные отклонения в развитии человечества могут влиять на духовную среду обитания людей, тормозя ее развитие или уводя в искривленные и сумеречные тупики.

Без чувства нравственной ответственности граждан невозможно качественное функционирование ни одной общественной системы и законов государства. Любое человеческое сообщество, потерявшее нравственные основы, погружается в состояние душевной опустошенности и ожесточается. Поэтому экология духовной среды обитания должна быть предметом постоянного внимания людей.

Сегодня мы переживаем переходный период исторического развития Отечества. Существующая в части общества бездуховность не может не влиять на наше настоящее и будущее, независимо от того, понимаем мы это или нет. Гражданская пассивность многих из нас позволяет бездуховности занимать все более прочные позиции в обществе. Сложившаяся сегодня обстановка настоятельно требует изживания в себе гражданского безразличия и робости. Проповедь гражданской нравственности - обязательное условие поддержания психического и морального здоровья людей (подростков и престарелых особенно). Однако у значительной части молодежи очень слабые базовые понятия о нравственности, которую она воспринимает не как реальную действительность а, возможно, как вымысел. В подобных случаях подросткам просто нечего противопоставить нигилизму. Но немногим родителям по силам организовать проповедь морали системно и регулярно. Ввиду этого духовно-нравственного развития, получаемого подростками вне школы, как правило, недостаточно. В школе в основном на уроках литературы и истории ученики получают некоторый базис нравственных знаний. Однако упомянутые дисциплины дают все же опосредованное восприятие нравственных принципов, а текущий исторический момент убеждает нас в необходимости непосредственного (прямого) знакомства учащихся с моральными ценностями.

Сегодня целесообразно преподавать основы гражданской нравственности с современных позиций как общечеловеческий фундамент межличностных взаимоотношений. Курс гражданской нравственности является по существу одним из главных человекообразующих предметов. Пропаганда нравственности должна существовать в обществе (потому и в школе) постоянно, во все времена.

Александр ГАМАНИЛОВ, учитель труда, Казань