В настоящее время в педагогике большое внимание уделяется формированию индивидуальности ребенка. Индивидуальные особенности ребенка связаны с традициями и укладом его семьи. У родителей моих воспитанников периодически возникают вопросы, связанные с психологическими проблемами или возрастными особенностями, социальной адаптацией и поведением детей.
Два года назад ко мне пришли новые малыши, и у меня родилась идея провести неформальную встречу с их родителями в группе за чашкой чая. На первой встрече было запланировано знакомство родителей друг с другом, с условиями пребывания детей в группе, возрастными особенностями развития воспитанников. Эта встреча впоследствии послужила началом дальнейшего формирования сплоченного родительского коллектива в нашей дошкольной группе.
После обсуждения обозначенных проблем на второй родительской встрече родителями было организовано уже совместное чаепитие родителей и детей с целью повышения эмоционального комфорта в отношениях детей и педагога-воспитателя, родителей и педагога. На другой встрече я предложила родителям принять участие в занятии по художественному творчеству. В результате совместной продуктивной деятельности родители отважились на серьезный шаг и работу. Они смогли принять и понять, какими навыками должен обладать их ребенок в определенном возрасте. И самое главное, что при такой организации занятия все дети прекрасно справились с задачей в присутствии и при моральной поддержке родителей.
Каждая следующая родительская встреча планируется проводиться один раз в месяц, там будут разбираться психологические особенности поведения детей, педагогические приемы, используемые в работе, и особое внимание будет уделяться работе по внедрению совместно выбранной педагогической стратегии воспитания ребенка родителями дома. Дальнейшей целью такой работы явилось пролонгированное воспитательное и обучающее воздействие и последовательное формирование поведенческих навыков ребенка.
Безусловно, были опасения у родителей по трансформации таких встреч в обязательные и протяженные по времени родительские собрания. Благодаря положительным отзывам родителей, хотя бы раз посетивших одну из родительских встреч, а также просьбам самих детей о присутствии их родителей на совместном чаепитии коллектив постоянных участников встреч довольно быстро расширился. В таких мероприятиях стал принимать участие не только кто-то один из родителей, но и по возможности вся семья.
Положительный фактор таких встреч - общение педагога-воспитателя и родителей, дети начинают воспринимать педагога как друга семьи, нивелируя нередкие в семьях противопоставления «детский сад - семья» и «педагог - родитель». Поэтому совместные чаепития, занятия, праздники, экскурсии, проводимые в соответствии с разработанным планом, являются результатом интеграции интересов родителей, детей в образовательно-воспитательное пространство дошкольного учреждения в соответствии с общей концепцией формирования общечеловеческих ценностей. Совместные встречи с родителями за чашкой чая оказали благоприятное воздействие на эмоциональное состояние воспитанников, они стали интересоваться, когда опять будет встреча с чаепитием. Дети ждали следующей встречи так же, как и родители. Таким образом, начала складываться традиция ежемесячных родительских встреч, завершающаяся каждый раз свободным общением родителей, детей и воспитателя. Постепенно все больше родителей стали раскрываться, проявлять инициативу и свои творческие способности, участвовать в подготовке и проведении следующих «родительских встреч», а также и в других мероприятиях.
Тема новой родительской встречи определялась после проведения анкетирования среди родителей. Актуальными темами родительских встреч стали «Адаптация ребенка в детском учреждении», «Правильное поощрение», «Проблема наказания». С родителями были отработаны педагогические приемы техники правильной похвалы ребенка, методики установления посильных правил и приучения к ним ребенка, обсуждались современные взгляды в педагогике на возможность наказания ребенка в процессе воспитания. Родители с удовольствием делились собственным опытом, знаниями о моделях воспитания в России и за рубежом, анализировали, делали выводы.
На одной из таких встреч, посвященных теме социальной ответственности, благотворительности и милосердию, проводилось занятие с родителями по технологии «круг». Данное упражнение, более известное под названием «свечка» и ранее широко практикуемое, например, в детских оздоровительных лагерях, регулярно используется в нашей работе с воспитанниками. Обсуждение благотворительности в формате круга произвело сильное впечатление на родителей, позволило по-новому взглянуть друг на друга, вызвало искренние переживания, создало ощущение сопричастности общечеловеческим морально-этическим ценностям. Дружный и сплоченный как детский, так и родительский коллектив нашей дошкольной группы имеет перспективы и реальный потенциал к дальнейшему развитию. Уже сейчас большинством родителей планируется совместная запись детей в один класс нашей школы, что поможет существенно снизить проблемы адаптации детей в начальной школе, положительно скажется в дальнейшем на эффективности обучения и результатах успеваемости и поведении.
Конечно, использование такой формы работы требует от педагога дополнительных знаний, усилий и времени. Но хотелось бы отметить, что полученные результаты приносят удовлетворение от работы и осознание своего личного вклада в быструю адаптацию к новым условиям пребывания воспитанников в дошкольной группе, а как следствие в социализацию ребенка, в проявление творческой инициативы и сознательной помощи в организации педагогического и образовательного процесса, дальнейшее активное участие детей и родителей в мероприятиях класса и школы, в создание здорового микроклимата во взаимоотношениях всех участников образовательного процесса, сформированного на взаимоуважении, взаимодействии и сопричастности.

Елена ЦЫМБАЛ,
воспитатель школы №1532