В семье закладываются основы человеческой морали, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Действия и поступки, потребности и идеалы, интересы и выводы, образ действий и мыслей, образ чувств и характер взаимоотношений, особенности общения и установки, цели и верования - все это явления, которые раскрывают социально-психологический аспект образа жизни семьи.
Любой ребенок в процессе своего взросления проходит несколько кризисных этапов. Этих кризисов не надо бояться, так как они естественное последствие перехода ребенка на новый уровень познания мира. Но вместе с тем к ним нужно готовиться. Существует такое понятие «нежный возраст», о нем подробно рассказывает Людмила Петрановская в одной из своих книг «Если с ребенком трудно», он проходит примерно с 4 до 7 лет. В это время малыш уже хорошо усвоил мир предметов и активно познает мир отношений, представлений. Дети в этом возраст, как акценты, чутко ловящие состояния, реакции, правила взаимодействия. Они обычно хорошо знают, что с кем можно, а с кем нельзя, кто кого любит, кто с кем в ссоре.
Именно поэтому очень важно в отношениях с ребенком быть звеном в единой цепочке воспитания. Уважению трудно научиться. Но его можно почувствовать. И прежде всего ребенок учится уважению к другим через уважение к себе и своим потребностям.
Мы, мамы, воспитатели, бабушки и все близкие и не очень люди, оказываем влияние на формирование психики ребенка, которая очень пластична, особенно в раннем и в младшем школьном возрасте. Наша задача уже сейчас относиться к нему прежде всего уважительно, но и не запрещая то, что может принести добрый вклад в развитие ребенка, даже если со стороны нам кажется что-то не важным. Важно сохранять контакт с ребенком. Беречь его доверие. Как это сделать? Посредством игры и семейных традиций. Какими они будут, каждая семья решит сама. Возможно, это будет сказка на ночь, еженедельные поездки в парк всей семьей. Поход в гости к бабушке и дедушке и совместная выпечка печенья там, в честь встречи или просто так. А если бабушки и дедушки живут вместе с детьми, то обязательно им должна быть отведена отдельная роль в общении с детьми. Может, бабушка учит вязать или по субботам водит малыша в музей согласно его интересам, конечно. Или дедушка берет на футбол, рыбалку или просто что-то мастерит с ребенком. Традиции могут быть разными, но если они пропитаны общением, доверием и любовью, то, несомненно, принесут пользу.
Семья не может существовать без воспроизводства традиций и следования определенным образцам деятельности. В сферу ее деятельности входят различные виды образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи (новая семья, супружеские, родительские отношения) и без игры в которые развитие просто невозможно.
Семейные традиции имеют свои специфические особенности, которые обусловлены субкультурой детства и субкультурой семьи.
В процессе воспитания детей необходимо внимательно относиться к вопросу их взаимоотношений с родителями. Несмотря ни на что, нужно контролировать собственное поведение, проявлять внимание и терпимость. Желательно, чтобы бабушки и дедушки активно участвовали в воспитании внуков, тем самым закладывая основы воспитания уважения к старшему поколению.
Личный пример имеет большое значение. Необходимо регулярно подчеркивать теплые чувства к родителям, постоянно говорить им теплые слова, интересоваться состоянием здоровья. В свое время это вернется стократно в виде такого же отношения собственных детей. Время, проведенное вместе с пожилыми людьми, должно оставить у ребенка только приятные воспоминания и чувство глубокого уважения к ним. Кроме того, детей с раннего возраста нужно учить сопереживанию и доброте к старшим.
Воспитание ребенка на попечении проходит в семьях, где есть взаимное уважение ко всем членам семьи, интерес к другим людям. Таким образом, задача взрослых - постоянно демонстрировать детям позитивное поведение, побуждающее их к мотивированным социально значимым действиям.

Наталья МОНАКО,
Екатерина ШОРИНА,
воспитатели школы №1273