Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению. Учителя работают, полагаясь в основном на интуицию, доверяя своему педагогическому дару. Но даже самые талантливые иногда чувствуют беспомощность и осуждают себя. Не всегда взаимоотношения со школьниками приносят радость. Многие психологи видят причину этого в авторитарности, имеющей место в нашем обществе и, как следствие, в школе. Попытки же отказаться от «командного» воспитания и обучения оборачиваются анархией, хаосом. Такое противоречие усиливает разъединенность, тревогу. В результате взрослые и дети не могут найти общего языка.
В наше же время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого ученика, на воспитание интеллигентных, думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой площадкой для этого может послужить адекватная организация процесса обучения, а именно взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей. Когда учитель действует на ученика не как на объект, не решает задачу вместо ученика, который затем лишь повторяет решение, а они вместе решают ее, причем учитель только помогает, достигается продуктивное взаимодействие.
Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл, то есть в условиях личностного взаимодействия, между ними складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии учителя и учеников. Именно такое сотрудничество имел в виду С.Л.Рубинштейн, обращая внимание на то, что «…учение мыслится как совместное исследование, совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит».
Проблема взаимоотношений между учителем и учеником в подростковом возрасте встает необычайно остро. Именно в этот период между ребенком и взрослым могут существенно испортиться отношения, даже если до этого они были вполне благополучными.
По мнению учителей и учеников, трудности могут быть такими:
- отсутствие общего языка, взаимопонимания и человеческой близости с учителями;
- необъективный подход педагогов к ученикам;
- проявление неуважения к ученикам со стороны учителей.
Школьники часто говорят, что многие учителя не знают и не понимают своих учеников, не интересуются их внутренним миром, заботами и переживаниями, не учитывают их возрастных интересов. Очень многие отмечают необъективность педагогов: одних учеников они постоянно хвалят, других постоянно ругают; и даже если ученик меняется (в ту или иную сторону), мнение учителя о нем остается прежним. Выделяются следующие особенности поведения учителей, которые, с точки зрения учащихся, препятствуют нормальному процессу общения двух сторон, а именно: невыдержанность учителей, недоверие к ученикам, применение авторитарных методов воздействия. Среди высказываний учащихся встречается и мнение о том, что учителя слишком уверены в собственной непогрешимости и никогда не признают своих ошибок. Большая часть учителей (свыше 50%) при ответе на тот же самый вопрос свела трудности во взаимоотношениях с учащимися к трудностям воспитательного и обучающего процессов:
- лени учащихся;
- их нежеланию слушать на уроках;
- сложности отдельных разделов учебной программы;
- невыполнению домашних заданий;
- слабой помощи со стороны родителей.
10% учителей отметили, что вообще не видят трудностей во взаимоотношениях с учащимися; каждый десятый фактически вообще не дал ответа. 6% педагогов полагают, что трудность общения с учащимися происходит исключительно по вине самих учащихся, которые проявляют неуважение к учителям, душевную грубость и черствость, отсутствие чувства благодарности и почтения. И лишь 12,5% учителей понимают, что сложности во взаимоотношениях с воспитанниками могут происходить в результате отсутствия природных педагогических данных, неглубокого проникновения во внутренний мир воспитанников, отсутствия индивидуального подхода к ним. Таким образом, лишь небольшая часть педагогов задумываются над психологической стороной воспитательного процесса. Какого же учителя подросток считает настоящим? Проведя опрос 283 подростков в возрасте 12‑14 лет, Т.Н.Мальковская в своей работе «Учитель - ученик» обобщила суждения ребят на эту тему. Они свелись к следующему: настоящий учитель - это тот, кто понимает и уважает ребят (35%); хорошо знает свой предмет и любит его (20%); спокойный, не кричит, умеет себя сдерживать (10%); справедливый (10%); не имеет «любимчиков» (7%); помнит все, что обещает (6%); следит за своим внешним видом (5%); помогает другим учителям (4%).
По данным Х.Лахта, подростки очень чувствительны к несправедливости учителя, недоверию с его стороны, бурно реагируют на раздражительность и некоторые другие негативные проявления в отношениях. На этот возраст падает самое большое число конфликтов между школьниками и учителями. Преобладающее большинство ребят в конфликтных ситуациях поддерживают друг друга, противопоставляя учителю действия своей группы или даже класса в целом. В старших классах отношения с учителями стабилизируются, конфликтов становится меньше. Часть подростков уходит из школы в другие учебные заведения. Предстоящие в одиннадцатом классе экзамены, близкая перспектива окончания школы усиливают деловые ориентации старшеклассников, и их отношение к учителю все чаще строится на сугубо деловой основе. Школьники чрезвычайно тяготеют к учителям, которые привлекают их своей личностью, ищут контактов с ними. К учителям, завоевавшим общеученическое признание - авторитет, тянутся ученики других классов, иногда и других школ. Наверное, это и есть главное качество настоящего учителя - быть человеком везде, не разделяя ребят на «своих» и «чужих».
Таким образом, портрет учителя глазами школьников имеет резкие черты, в нем нет полутонов. Они ждут от него справедливости, принципиальности, доброты, убежденности, гражданственности, честности. Эрудиция учителя высоко ценится школьниками, но разве только в первом классе ребята уверены в том, что учитель всезнающ. Высоко оценивая знания своих учителей, современные школьники, особенно старших классов, ждут от них в первую очередь не энциклопедичности, а вооружения средствами познания.

Дарья ПАРФЕНОВА,
учитель немецкого языка школы №1101