Изменения школьного образования, сопутствующие ускоренному развитию информационного общества, требуют использования разнообразных нестандартных подходов и выхода за пределы формального обучения.
Московские школы долгое время работают в сотрудничестве с музеями Москвы. Полезные образовательные проекты «Музеи. Парки. Усадьбы», «Урок в музее», различные тематические экскурсионные программы музеев Москвы гармонично взаимодействуют со школьной программой, дополняя ее и расширяя кругозор обучающихся. Безусловно, современный урок приобретет большую информационную насыщенность благодаря использованию богатейших музейных ресурсов Москвы.
В связи с этим перед педагогами школы №1507 встал вопрос о более полном и систематическом использовании музейного компонента в образовательном процессе. Возможно ли создать такой ресурс, который бы обеспечивал потребности всех участников образовательной деятельности: воспитателей, учителей, воспитанников, учащихся, родителей?
Так родилась идея проекта «Музей на всю жизнь»: создание каталога (ресурса), с помощью которого любой участник образовательной деятельности - воспитатель, учитель, ученик, родитель - получит синхронизированную информацию по использованию музейных образовательных ресурсов для выстраивания индивидуальной траектории обучения.
Первоначальной задачей стало выявление потребностей предполагаемых пользователей проекта. Оказалось, для родителей важны культурное просвещение детей, развитие интереса и мотивации ребенка к обучению, помощь в выборе профиля обучения, построение гибкой образовательной траектории.
Приоритетными позициями для учащихся являются возможность ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно знакомиться с дополнительными ресурсами, получать помощь для успешной адаптации к новым условиям обучения (при поступлении в первый класс, переходе в пятый, десятый классы, выборе предпрофильного и профильного классов).
Педагоги ожидают от проекта возможности осуществления метапредметного подхода в обучении, расширения кругозора учащихся при изучении, закреплении, повторении материала; выстраивания руководителем класса экскурсионной работы с учетом потребностей учебных предметов.
Следующим этапом работы стало сопоставление рабочих программ учебных предметов и ресурсных возможностей музеев Москвы. Педагоги школы №1507 изучение конкретных тем по предметам (русский язык, литература, математика, физика, биология, химия, английский язык, история, обществознание, а также ведущие направления дошкольного образования) на уроках и во внеурочной деятельности рассмотрели с точки зрения привлечения материалов экскурсий, выставок, экспозиций для большего погружения в учебный материал.
Отправной точкой работы стали перечни музеев, представленных в проектах «Музеи. Парки. Усадьбы», «Урок в музее».
Результатом работы стал каталог, оформленный в формате Excel, с помощью которого можно оперативно получить интересующую информацию всем участникам образовательного процесса.
Каталог содержит данные о классе (группе дошкольного образования), предмете, тематическом разделе в рамках данного предмета, музее, адресе музея, гиперссылке на сайт музея. Удобная фильтрация позволяет сделать любую необходимую выборку. Например:
- музеи, которые можно посетить в 8‑м классе по учебным предметам, с указанием темы урока и музея;
- музеи с 1‑го по 11‑й класс, в которых ведутся экскурсии на английском языке;
- музеи, которые можно посетить, выбирая профиль обучения.
Особенностью проекта является его нестатичность, возможность постоянного дополнения, расширения за счет добавления не только музеев Москвы и предметов учебного курса, но и детализации тем уроков, разделов программы.
В условиях информационного пространства данный ресурс в перспективе можно использовать в рамках МЭШ как самостоятельный модуль либо в разделе «Рабочие программы».
Считаем, что проект «Музей на всю жизнь» способствует обновлению содержания и структуры обучения на основе отечественных и национальных традиций, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов обучения и его приоритетов.
Проект «Музей на всю жизнь» направлен на создание активного поля для реализации права выбора каждым участником образовательного процесса самостоятельной деятельности, обеспечивает максимальные условия для проявления индивидуальных возможностей, для выявления способностей и поддержки одаренности ребенка, повышение культуры и образованности. В этом, на наш взгляд, заключается общегуманистическая основа процесса образования - постановка в центр современного человека с его местом и ролью в природной и социальной среде.

Нелли БЕССОНОВА, Михаил КОЗИНЕЦ,
учителя истории и обществознания школы №1507