Рассматривая экологию здоровья в широком контексте, следует иметь в виду в первую очередь биономическое (биологическое) воздействие человека на природу, с одной стороны, а также обратное влияние измененной человеком среды на него самого, на его качество жизни, состояние здоровья - с другой. Сущность современной науки экологии можно выразить риторическими правилами «все связано со всем», «ничто не исчезает в никуда», «ничто не дается даром», в которых просматривается одновременный призыв сблизиться с природой и в то же время крайне осторожно обращаться с природными системами.
В процессе туристического похода в формате экологической экспедиции нами реализуется комплекс мер по контролю, сохранению, восстановлению естественной окружающей природной среды. Школьниками во время похода проводился фоновый мониторинг акватории и территории мест похода, выполнялся сравнительный анализ чистоты почвы и воды, отслеживались показатели в динамике из года в год, изучалось биоразнообразие флоры и фауны, вносились данные в специальные таблицы. С этой целью была разработана и реализована программа фонового экологического мониторинга на основе знаний об основных природоохранных объектах, которые были исследованы в походе: определялись показатели состава воды, почвы, наличие мусора на указанной территории, проводились мероприятия экологической помощи, связанные с устранением загрязнений, ликвидацией лесного сухостоя, сбором валежника, очисткой родников, ограждением муравейников; у участников похода отрабатывались приемы и навыки учебно-исследовательской экологической деятельности при заборе проб воды.
В экологической экспедиции нами было пройдено пять точек (объектов) - Осташков - м., Нилова Пустынь - д., Кравотынь - р., Княжа - д., Заплавье. В этом походе мы убирали мусор, брали пробы воды и почвы, собирали растения для гербариев.
В процессе проведения туристского похода наблюдался рост культурно-образовательных потребностей его участников, произошли динамические изменения в проявляемых навыках и способностях, а именно произошло формирование общественно значимой составляющей туристских мероприятий экологической направленности, активизировалось участие ребят в посильных природоохранных мероприятиях, направленных на сохранение конкретных природных объектов. Ценно также и то, что школьниками приобретены навыки исследовательской деятельности по оценке состояния окружающей среды, осуществлен анализ состава воды, почвы, утилизирован большой объем отходов. Проведенный в общепризнанных формах практический эксперимент содействовал становлению экологической грамотности его участников, осознанию роли экосистемы и ее влияния на состояние здоровья человека. Участники похода приобрели умения и навыки по топографии, ориентированию на незнакомой местности по карте и компасу, навыки противопожарной безопасности, в частности по разведению костра и приготовлению пищи, другие профессиональные компетенции - по быстрой установке палатки, оказанию первой медицинской помощи.

Григорий ВАСЕНИН,
учитель физической культуры школы №17