Стремительный переход к информационному обществу свидетельствует о том, что ХХI век - это век технологических возможностей и прорывов во всех областях знаний, науки, техники и производства! Великий ученый-экспериментатор Никола Тесла сравнивал развитие цивилизации с огнем, обладающим собственными скоростью и силой. Данное сравнение можно применить к невероятно возросшему влиянию сети Интернет на жизнь человека, охватившему всю планету. Всемирная сеть Интернет позволяет подрастающему поколению иметь самостоятельный доступ к интересной и полезной для него информации, выступает как дополнительный и необходимый ресурс общения, обучения, проведения досуга. Современные дети все чаще вместо традиционных игрушек получают в подарок гаджеты: игровые приставки, планшеты, ноутбуки, телефоны. Свое свободное время ребенок может занять онлайн-играми, изучением компьютерной грамотности, просмотром любимых фильмов и многим другим, но параллельно с этими плюсами возникают и серьезные проблемы!
Реалии сегодняшнего дня демонстрируют оборотную сторону Интернета, нежелательные для просмотра контенты, негативно сказывающиеся на психологическом и физическом здоровье детей, вызывающие повышенный уровень конфликтности и жестокости (делинквентное поведение, преступность, насилие, хулиганство, вредительство). К сожалению, не каждый родитель может объяснить своему ребенку, что при неправильном использовании информационного пространства оно способно негативно влиять на здоровье человека и его социальную адаптацию. Часто взрослые рады нахождению своих детей дома перед экранами, они спокойны за свое чадо, но никак не ожидают, что опасные сообщества и группы в информационном пространстве могут оказывать влияние более агрессивное, чем улица и дворовая компания. Сегодня важно научить школьников и родителей вести себя с осторожностью в информационном пространстве: не встречаться с вымышленными друзьями, не делиться личной информацией, не выставлять фотографии своей личной жизни, не нажимать на всплывающие окна, не заходить на ссылки, в которых вы сомневаетесь!
В целях самообразования можно порекомендовать несколько специализированных сайтов с полезной и необходимой информацией: «Безопасность» (sos-ru.info), «Школьный сектор. Права и дети в Интернете» (schoolsectorp.wordpress.com), «Безопасный Интернет» (saferinternet.ru).
Психиатры разных стран мира пришли к общему мнению об опасности, особенно для детей, жить одновременно в реальном и виртуальном мире, так как мозг и психика ребенка находятся на стадии формирования и становления. Родителям в качестве альтернативы необходимо научить своего ребенка играть в традиционные подвижные игры во дворе на игровых площадках с товарищами, в настольные игры в команде сверстников, организовывать досуг с членами семьи. А также привить чувство сопричастности, взаимопонимания, сопереживания, научить проигрывать, радоваться не только своим успехам, но и победе соперника, адекватно относиться к неудачам, стремиться к личному и командному успеху. Установлено, что одной из причин компьютерной зависимости подростков является дефицит живого общения как в малых группах (семья, школьный класс), так и в обществе в целом. Не используя и не практикуя навык общения с окружающими, они постепенно теряют интерес к реальной жизни, при этом виртуальный мир, наоборот, становится ярким, интересным и безопасным. Наглядным примером может служить ситуация, когда ребенок из-за неудач погружается с головой в компьютерные игры, забывая при этом обо всем и обо всех. Поэтому появляется не только психологическая, но и физиологическая зависимость от использования гаджетов. В результате ребенок не успевает в школе, наблюдается регресс в его общем развитии: отставание в речевом развитии, проблемы с формированием логического мышления и пониманием следственно-причинных связей в природе, жизни, неадекватная реакция на замечания окружающих, отсутствие навыков социализации в обществе, раздраженное и агрессивное поведение, депрессивное состояние.
В новостных сводках все чаще сообщают о вооруженных нападениях в школах, о жестоких драках среди подростков, о причинении вреда собственному здоровью, участились случаи суицидов в школьном возрасте. Современные дети видят выход из конфликтной ситуации только путем насилия и причинения морального, физического и материального ущерба обидчику, обществу. Одной из важных причин такого поведения является негативное воздействие информации на подростков, которые стремятся быть похожими на персонажей из сети Интернет.
Полностью разделяя обеспокоенность современного общества по поводу роста агрессии и жестокости в поведении подростков, имею смелость предложить пошаговый алгоритм работы по профилактике конфликтов в школе посредством организации информационной безопасности:
1‑й шаг - добиться общего понимания всего педагогического коллектива школы, что этой работой должен заниматься не только учитель информатики как специалист в данной сфере, а в обязательном порядке каждый учитель!
2‑й шаг - выявление предпочтений детей в интернет-пространстве и их уровня зависимости от компьютера, используя анкетирование (желательно анонимное), беседы с родителями.
3‑й шаг - получение обратной связи, для большей эффективности необходимо наладить совместную работу с детьми и родителями; выяснить у ребенка и его родителей, что для них означает понятие «информационная безопасность», ознакомить их с основными правилами информационной безопасности, разъяснить, что происходит в случае пренебрежения правилами.
4‑й шаг - педагоги должны осознать масштаб проблемы, понимать, что традиционные подходы в виде лекций, нравоучений не принесут никаких продвижений в этом вопросе, следует самостоятельно обучиться до определенного уровня компетентности с учетом норм и правил сетевого этикета, форм и видов информационно-психологического воздействия, понимать интернет-сленг молодежи, формировать навыки фильтрования и блокировки негативной информации.
Приобщение обучающихся к социально значимой деятельности (конкурсы творческих презентаций, разработка веб-сайтов, участие в квизах и интеллектуальных викторинах по вопросам интернет-безопасности и потенциальных угроз информационно-коммуникационных технологий) - реальный способ обеспечить информационные компетентность и безопасность. Необходимо сформировать у пользователя устойчивое понимание, что сеть Интернет - отличная возможность для самообразования и развития полезных навыков (работа с графическими программами, веб-дизайном, создание своего собственного сайта, веб-страницы, разработка приложения для гаджетов компьютерной анимации).
Воспитание информационной культуры и как следствие профилактика конфликтов становятся одними из приоритетных направлений работы современной школы.

Анна МЯЧЕВА, заместитель директора школы №1532;
Александра ТОКАРЕВА, выпускница школы №1532, студентка МГППУ