Включение в российскую систему образования курса предпрофессиональной подготовки школьников потребовало пересмотра содержания и структуры некоторых дисциплин. Сегодня теоретические знания, получаемые школьниками на занятиях, должны находить применение на практике. К сожалению, в реальных жизненных и профессионально ориентированных ситуациях школьник редко применяет изучаемый материал. На этапе введения нового материала перед учителем стоит задача смоделировать учебную ситуацию таким образом, чтобы школьник смог получить теоретические знания и найти им применение.
С 2014 года школа №51 практикует деление на профильные классы. В основе идеи профильного подхода к обучению лежит учет интересов, способностей и возможностей обучающихся. Пересмотр структуры рабочей программы позволяет варьировать дисциплины в пределах одной предметной области и осуществлять отбор предметного содержания в зависимости от выбранного профиля. Так, в профилях гуманитарного направления, в которых особое внимание уделяется изучению историко-филологических наук, вводится предмет «Естествознание», который синтезирует теоретические знания по физике, химии, биологии, астрономии и выступает в качестве самостоятельной учебной единицы. Данная дисциплина является обязательной и полностью заменяет собой курсы вышеуказанных предметов. Переход на профильное обучение позволил интегрировать в цикл естественно-научных дисциплин ряд предметов языковой направленности.
Нами был разработан интегрированный курс «Естествознание с элементами английского языка» для профильных классов на базе рабочей программы О.С.Габриэлян «Естествознание 10‑11 класс». В качестве основного интегрируемого предмета был выбран английский язык. Данный выбор был не случайным. Сегодня набирает популярность предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning - CLIL) - метод преподавания, позволяющий изучать школьные предметы на иностранном языке. В концепции предметно-языкового обучения иностранный язык выступает средством достижения предметных результатов. Конечной целью изучения курса «Естествознание с элементами английского языка» является выстраивание естественно-научной картины мира и формирование представления о методах научного познания. Всему этому способствует довольно обширный практикум лабораторных работ. Практические работы, имеющие в своей основе физический, биологический и химический эксперимент, способствуют формированию логического мышления, активизируют мыслительную деятельность, а интеграция предмета «Иностранный язык» позволяет достичь основную цель обучения иностранным языкам - формирование коммуникативной компетенции, способности и готовности учащегося к участию в общении на иностранном языке. В результате такого синтеза предметов школьники получают прочные знания о природе, веществах, явлениях и применяют на практике навыки общения, полученные на занятиях иностранным языком.
В статье мы подробно покажем применяемую нами технологию преподавания предмета «Естествознание с элементами иностранного языка» на примере практической работы №3 «Наблюдение за изменением температуры льда и его состоянием при нагревании». В ходе выполнения данной работы ученик должен, пользуясь простейшим лабораторным оборудованием (химический стакан, термометр, секундомер), отметить изменения, которые происходят с агрегатным состоянием льда и температурой воды, построить график зависимости температуры льда от времени и на его основании сделать выводы о проделанной работе, предоставить отчет о проделанной работе в виде официального письма на английском языке.
С первыми двумя задачами учащиеся справляются благодаря умениям, сформированным на уроках физики и химии. Для выполнения третьей задачи учащимся необходимо владеть научной лексикой и правилами структуризации деловых писем. Мы рассматриваем материал отчета лабораторной работы как содержательное наполнение делового письма учителю. В культуре англоговорящих стран деловые письма пишутся по определенным правилам, которые отличаются от отечественных: особое внимание уделяется оформлению и последовательности изложения мыслей. Так как составление делового письма является обязательным заданием итоговой аттестации школьников на любом этапе обучения, учащимся не составит труда оформить отчет согласно выдвинутым требованиям. Прогнозируемые трудности кроются в недостаточном запасе научных терминов. Для этого параллельно с ознакомлением с теорией на родном языке ученикам выдается неадаптированный (аутентичный) дополнительный материал по теме «Изменение температуры», взятый из Краткой научной энциклопедии (The Concise Science Encyclopedia). В ходе изучения темы обучающиеся знакомятся с нужным им набором термино-лексических единиц, анализируют научные тексты, таким образом снимая предполагаемые языковые трудности.
В результате пересмотра подхода к преподаванию дисциплины «Естествознание» нам удалось повысить мотивацию к изучению и успеваемость по предметам естественно-научной области в профилях гуманитарного направления. Интегрирование иностранного языка в предметы естественно-научного цикла позволило обучающимся применить на практике полученные предметные и метапредметные умения.

Дарья ЛИТВИНОВА,
учитель английского языка школы №51