Цель изучения иностранного языка - это речевая деятельность, приобщение к культуре и традициям страны и народа, изучаемого языка, формирование навыков международного общения.
Речь идет не просто о теоретическом знании языка, но об умении использовать его в реальном общении, в практико-ориентированном изучении. Перед учителем иностранного языка в школе стоит задача обучения и развития ребенка, способного участвовать в межкультурной коммуникации: разговорная речь, написание письма, умение слушать и понимать собеседника.
Погружение в среду изучаемого языка и общение с носителями языка помогают не только улучшить знания грамматики, фонетики, обогатить лексический запас, но и больше узнать о культурных ценностях, фольклоре страны изучаемого языка. Языковой обмен служит прекрасным дополнением к знаниям иностранного языка и открывает возможности ознакомиться с реальной жизнью ребят в стране изучаемого языка.
В последнее время мы часто сталкиваемся с проблемой, что у учащихся теряется мотивация к изучению французского языка. На мой взгляд, общение с носителями языка в этом случае является очень важным фактором обучения.
Сочетание традиционных уроков с использованием форм языкового обмена позволяет не только значительно продвинуться в изучении языка, но и помогает дополнительно мотивировать учащихся к изучению французского языка в общении. Языковая практика лежит в основе успешного изучения иностранного языка.
Обучающиеся нашей школы с большим желанием участвуют в международном проекте по переписке с учащимися французской школы Сollège Les Chalet (Тулуза, Франция).
В течение всего года ребята ведут совместный блог на платформе Padlet. С помощью единого интернет-пространства русские и французские ребята обмениваются фотографиями, аудиофайлами, видеопрезентациями о себе, информацией о хобби, интересах и своих предпочтениях. В процессе переписки дети учатся общению, познают мир, знакомятся с обычаями, кухней, самобытностью страны. Обучающиеся нашей школы в результате участия в этом проекте получают дополнительную мотивацию к изучению французского языка как средства международного общения. Французские ребята получают знания о России, обогащая свой кругозор, и также приобретают навыки общения.
Очень важно, что общение осуществляется между учащимися одного возраста. Общаясь со своими сверстниками, ребята имеют возможность обсудить то, что им близко, что их интересует, а не то, что написано в учебниках. Ребята понимают и принимают, что их собеседники из другой страны, другой языковой культуры, но у них схожие между собой интересы, заботы и проблемы. Таким образом, незаметно стирается грань в общении школьников разных стан.
В продолжение онлайн-общения наши французские корреспонденты вместе со своими учителями посетили в апреле Москву и нашу школу. Французские учащиеся имели возможность ознакомиться с организацией учебного процесса в нашей школе, присутствовали на уроках вместе со своими русскими друзьями.
К приему французских гостей мы постарались подготовить насыщенную программу. Общаясь со своими сверстниками из Франции, наши ребята не только практиковали свои знания французского языка, но попробовали себя в роли гидов, ознакомили своих французских гостей с Москвой, оказали гостеприимный и радушный прием.
Общение и погружение в языковую среду учащихся помогли освоить новые слова, обороты речи, почувствовать нюансы языка. Для наших ребят это несомненная возможность закрепить свои знания и научиться спонтанной разговорной речи на иностранном языке.
Следует отметить, что при общении с носителями языка некоторые ребята столкнулись с тем, что учить язык за партой и иметь возможность говорить в диалоге в реальной повседневной жизни - разные дополняющие друг друга методы изучения языка. Многие отметили, что в первые дни было сложно общаться, но уже через некоторое время ребята освоились и смогли преодолеть языковой барьер. Они отметили, что изучить грамматику, орфографию, пунктуацию, фонетику можно, но применить свои знания в разговорной речи сложнее, психологический барьер снимается благодаря общению с носителем языка.
К окончанию пребывания французских гостей у многих учащихся нашей школы завязались с ними дружеские отношения, расставаясь, ребята договорились продолжить общение и увидеться в следующем году.
Все участники данного проекта отметили, что такая программа действительно помогает преодолеть языковой барьер, развить интерес к изучению иностранного языка и повысить мотивацию к дальнейшему обучению, установить дружеские связи, расширить кругозор и по-новому взглянуть на мир.
Надеюсь, мы и в дальнейшем сможем сотрудничать с французскими школами, создавать совместные проекты и продолжить общение, несомненно, значимое и очень важное как дополнительный ресурс в изучении французского языка.

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА,
учитель французского языка школы №1532